Обвинения были представлены в виде двадцати трех отдельных пунктов; Гишар отрицал каждое из них и повторял отрицание под присягой, стоя перед Писанием, положив руку на сердце. После чего комиссия приступила к заслушиванию свидетелей. Их было восемь, но только трое сказали что-то интересное: отшельник, повторивший свою первоначальную историю; и канцлер Гишара и гадалка, которым нужно было добавить несколько любопытных деталей.
Канцлер по имени Лорин рассказал две противоречивые истории. (17) Во-первых, он сказал, что иногда видел, как Гишар вставал по ночам, но предположил, что он уехал повидать свою любовницу в том же здании. Позже он вспомнил, что сам каждый раз сопровождал Гишара в комнату Жана де Фэя; он также видел, как епископ и доминиканец вместе покидали дворец, переодевшись крестьянами и неся коробку. Менее тщательно обученный, чем тамплиеры, Лорин также раскрыл то, что скрывается за его доказательствами. После ареста королевскими солдатами его держали в цепях две недели. Когда зебаилли Хенгест впервые допрашивал его в Труа, он неоднократно отрицал, что когда-либо видел, как епископ выходил ночью. Но затем Хенгест приказал раздеть его догола и подвесить, распростертое, в воздухе за кольца в стенах;
В случае с гадалкой, бедной женщиной тридцати двух лет по имени Маргарита де Бельвиллет, простой угрозы пыток было достаточно, чтобы получить соответствующее заявление. (18) Взамен ей было разрешено не свидетельствовать против себя. Больше ничего не было сказано о том, что она убедила Гишара вступить в контакт с Дьяволом - напротив, теперь она фигурировала в качестве невольной свидетельницы контакта. Вызванная в епископский дворец, она не могла объяснить, как епископ мог вернуть себе расположение королевы Жанны. Но вместо того, чтобы собирать вещи, как можно было ожидать, ей разрешили слоняться. Она слышала, как Гишар глубоко разговаривает с доминиканцем, который начал читать книгу заклинаний. Через некоторое время она увидела, к своему ужасу, фигура, похожая на черного монаха, спускается из окна высоко в стене, летя без лестницы, пока он не остановился у епископа и доминиканца. На лбу у этой фигуры были рога, и Маргарита решила, что это, должно быть, Дьявол. Он обращался к монаху: «Чего ты от меня хочешь, ты меня так утомляешь?» - «Здесь епископ вас просил». - "Что же он хочет?" - «Он хочет, чтобы ты помирился с королевой». - «Если он хочет, чтобы я помирился с королевой, он должен отдать мне одну из своих конечностей». Тогда вмешался епископ, чтобы сказать, что он подумает, и дьявол удалился в то же окно, так как он летел и хлопал крыльями. На то, что договор действительно был заключен, что привело к фатальным последствиям для королевы, свидетельствовали показания других свидетелей. ты, кто меня так вытаскивает? " - «Здесь епископ вас просил». - "Что же он хочет?" - «Он хочет, чтобы ты помирился с королевой». - «Если он хочет, чтобы я помирился с королевой, он должен отдать мне одну из своих конечностей». Тогда вмешался епископ, чтобы сказать, что он подумает, и дьявол удалился в то же окно, так как он летел и хлопал крыльями. На то, что договор действительно был заключен, что привело к фатальным последствиям для королевы, свидетельствовали показания других свидетелей. ты, кто меня так вытаскивает? " - «Здесь епископ вас просил». - "Что же он хочет?" - «Он хочет, чтобы ты помирился с королевой». - «Если он хочет, чтобы я помирился с королевой, он должен отдать мне одну из своих конечностей». Тогда вмешался епископ, чтобы сказать, что он подумает, и дьявол удалился в то же окно, так как он летел и хлопал крыльями. На то, что договор действительно был заключен, что привело к фатальным последствиям для королевы, свидетельствовали показания других свидетелей. как будто он летел и хлопал крыльями. На то, что договор действительно был заключен, что привело к фатальным последствиям для королевы, свидетельствовали показания других свидетелей. как будто он летел и хлопал крыльями. На то, что договор действительно был заключен, что привело к фатальным последствиям для королевы, свидетельствовали показания других свидетелей.
Дьявол, который вообще не фигурировал в первоначальном заявлении отшельника, начал разрастаться; те «другие ужасные и кощунственные преступления» начали обретать форму. Но это был только первый шаг. Расследование было отложено на четыре месяца; и ко времени его возобновления, в феврале 1309 года, королевские чиновники подготовили целый ряд новых обвинений. (19) Известно, что они были частично выдвинуты старыми врагами Гишара, Ингуерраном де Мариньи, ныне главным министром Филиппа. ярмарка; Симон Фесту, который только что был назначен епископом Мо; и Ноффо Деи, к которому вернулась злоба вместе со своим здоровьем. Но королевские чиновники тоже внесли свой вклад. Краткое изложение новых обвинений было представлено Ногаре; и никто, знакомый с участием Ногаре в деле тамплиеров, не может не признать его особого отношения в окончательной версии. (20) Более того, в то время как на первом заседании комиссии явились только восемь свидетелей, на новом заседании королевские чиновники удалось собрать прекрасную и разнообразную коллекцию. Духовенство епархии Гишара в Труа предоставило двадцать пять каноников, трех архидьяконов, двух аббатов, четырнадцать настоятелей, а также множество обычных священников, монахов и клерков. Камергер Лорин получил подкрепление от повара Гишара, его носильщика, парикмахера и любовницы. Шесть лангобардов, представляющих итальянские банки, были там; и так было бесчисленное множество людей всех рангов, из Труа и из Провена. Всего свидетелей было около двухсот;
Тон задавал самый первый пункт, который составлял как бы введение в целое: в нем говорилось, что Гишар был сыном инкуба, то есть демона. (21) Подробности предоставили не менее двадцати семи свидетели. Говорят, что когда родился Гишар, его мать, опасаясь смерти, призналась, что была бесплодна в течение семи лет и могла зачать ребенка только с помощью инкуба. Из-за этого дом его отца назывался домом дьявола или домом инкуба; и было трудно заставить прислугу работать в нем. Его отец знал об этом, и в результате никогда не мог выносить взгляда своего сына. Всю жизнь Гишара преследовала злая слава, связанная с его рождением. Когда он был молодым монахом, товарищи избегали его, называя «сыном инкуба». Потом, когда он стал настоятелем, его богатство было истолковано как свидетельство того, что он действительно был сыном Дьявола. Сам Гишар часто говорил, что его дом часто посещал инкуб. Пока свидетели; Что касается Гишара, то он признался, что знает эту историю: действительно предполагалось, что дом его отца подвергся нападению инкуба в течение полугода - но это было после его рождения, а не до этого. Он не был сыном демона.
Что бы ни говорил Гишар, появились новые доказательства, подтверждающие его демонические связи. Настоятель Несле вспомнил опыт, который он получил, будучи молодым семнадцатилетним монахом в I275 г. (22). В то время Гишар был настоятелем Сен-Эюля в Провене. Однажды вечером, поднимаясь после ужина в свою комнату, он снял свою одежду и протянул ее молодому монаху. Последний, взглянув на голову приора, увидел, что она была окружена огненным светом, в котором он узнал, что она состоит из демонов. Он набросил мантию на лицо настоятеля; но Гишар пытался его успокоить, говоря: «Молчи, не бойся и никому не рассказывай о том, что ты видел». Тем не менее молодой монах рассказал об этом, и теперь другие свидетели заявили, что слышали об этом инциденте.
Оказалось также, что на протяжении всей своей карьеры Гишар держал личного демона, с которым он консультировался, когда ему было удобно. (23) По общему мнению, он держал его в стеклянной колбе; хотя его хозяйка слышала от другой женщины, что он держал ее в своем капюшоне. Но демон также мог путешествовать; он шпионил за слугами епископа, подслушивал их разговор и повторял его епископу. Иногда можно было слышать, как Гишар разговаривает с демоном; и свидетель видел, как он вышел из такого разговора, его волосы были взлохмачены, а из головы поднимался какой-то потный дым. Временами усач Гишара так яростно содрогался при мысли о демоне в доме, что он не мог побрить своего хозяина.
Имея демона в качестве отца и другого демона в качестве его знакомого на всю жизнь, Гишара можно было убедительно обвинить в нескольких убийствах; так оно и было. Было предъявлено обвинение в том, что он отравил своего предшественника в Сен-Аюле, чтобы занять его место; что, будучи аббатом, он морил голодом заключенных в своих темницах; что когда покойная царица планировала послать каноника в Рим, чтобы осудить его, он убил каноника; и что он также приготовил лично, из смеси гадюк, скорпионов, жаб и пауков, яд, предназначенный для королевских принцев. Более того, теперь выяснилось, что смерть королевы Жанны была не только результатом малефикии; Было предъявлено письмо с печатью Гишара, в котором некоему «Кассиану Ломбарду» было поручено приготовить для этой цели яд.
Гишар торжественно отверг все эти обвинения, признав при этом некоторые сравнительно мелкие. Он признал, что в его доме какое-то время было два убийцы, но настаивал на том, что он не знал об их вине; он признал, что принимал деньги в сомнительном случае ереси; он признался, что пытался сфабриковать деньги, но добавил, что, так как он далек от того, чтобы извлечь выгоду из эксперимента, он сильно проиграл. Ясно, кроме того, что он открыто держал любовницу; что у него были дела, и очень выгодные, с итальянскими банкирами; что он был резок и жесток в своем поведении по отношению к своему духовенству. В общем, епископ предстает человеком скорее делом, чем религиозным: энергичным, способным, жадным, не слишком щепетильным. С другой стороны, нет больше оснований считать его убийцей, чем приписывать ему личные контакты с демонами.
Это было подтверждено результатами расследования. (24) Оно длилось полтора года, и еще пятнадцать месяцев прошло, прежде чем, в марте или апреле 1311 года, комиссия представила свой отчет папе. Это был тот самый момент, когда Папа Климент, наконец, согласился с требованием короля Филиппа осудить Храм. Король потерял интерес к Гишару и позволил перевести его из Лувра в Авиньон; и как только папа взял его под стражу, он воздержался от дальнейших действий. Тем временем Ноффо Деи был повешен в Париже за неустановленное преступление; и перед смертью он подтвердил невиновность епископа, как он это делал однажды раньше. В 1314 году - через пять лет после начала дела - Гишара наконец освободили. Хотя он не мог вернуться в Труа,
В течение примерно двадцати лет, между 1318 и 1338 годами, два папы в Авиньоне проявляли беспокойство по поводу деятельности магов. Практически сразу после своего вступления на престол, в 1317 году, Папа Иоанн XXII арестовал престарелого епископа Каора Хьюза Жеро за попытку убить его ядом и малеициумом. (27) Папа допросил семь раз лично, епископ признал свою вину. - под каким давлением невозможно сказать. Хотя в сохранившихся отчетах не упоминается о вмешательстве демонов, оно, несомненно, имело место в данном случае, поскольку с епископом обращались так же, как с самыми опасными еретиками: его пытали, бичевали и сожгли на костре, а его прах был рассыпан на костре. Рона. Папа Иоанн действительно был склонен обвинять своих врагов в малеициуме, подкрепленном связями с демонами. В Италии глава партии гибеллинов Маттео Висконти:
Но этот опыт не обескуражил папу. Между 1320 и 1325 годами он послал целую серию посланий епископу Анконы и тамошнему инквизитору, указав, что его политические противники в этом регионе тоже были еретиками, идолопоклонниками и поклонниками идолов. Примечательно, насколько эти обвинения со стороны французского папы напоминают обвинения, которые несколько лет назад были выдвинуты против папы Бонифация VIII и епископа Гишара. В 1320 году восемь гибеллинских лордов Реканати в походе Анконы были вызваны к инквизитору на том основании, что они держали идола, содержащего демона, который советовал им во всех их делах и которому они поклонялись в ответ (29). )
Это были устройства, изобретенные Папой в своих политических целях. Но так было не всегда. Ритуальная магия была реальностью, и уже в начале своего правления папа нашел доказательства этого при своем собственном дворе. (30) В 1318 году он назначил комиссию, состоящую из епископа Фрежюса, приора и ректора для проведения следствие, следственными методами. Все подозреваемые были мужчинами, в том числе восемь священнослужителей и неопределенное количество мирян. Папа утверждал, что новости об их деятельности дошли до него из надежного источника, и, безусловно, присутствуют все основные черты ритуальной магии: заклинания, прочитанные из книг, магический круг, освященные зеркала и изображения; а также демон, который, будучи должным образом вызван, поставит под угрозу спасение людей, или заставит их увядать, или даже убьет их наповал.
Верно, что папа также говорит о «определенном пагубном обществе людей и ангелов», но здесь требуется осторожность. На первый взгляд можно было предположить, что он думал о каком-то тайном обществе, в котором люди общались с демонами; можно даже задаться вопросом, а не существовало ли в конце концов секты сатанистов. Только фраза ничего подобного не означает. Это было просто традиционное клише, которое можно проследить задним числом от Иво Шартрского в двенадцатом веке, от Храбана Мауруса в девятом и до Исидора Севильского в седьмом. И, в конце концов, оказывается, что сам Исидор просто адаптировал отрывок, где святой Августин, размышляя о магии, комментирует, что весь мир за пределами христианской церкви был обществом злых людей и злых ангелов, то есть демонов. Хотя ритуальная магия была реальностью,
В 1326 году другая группа была обнаружена в Ажене, на юго-западе Франции. (31) Канонику, другому священнослужителю и мирянину было предъявлено обвинение в призыве демонов для создания грозовых и грозовых ураганов и для убийства людей. Это тоже был случай ритуальной магии - каноник владел книгами магии, а также сосудами, полными порошков и зловонных жидкостей. Двое его сообщников были пойманы городскими стражниками при попытке добыть больше транспортных средств вредоносной силы: они крали головы и конечности трупов, висящих на городской виселице. Мирянин был немедленно сожжен, а два клирика были переданы церковным властям. Папа придерживался того же подхода, что и в 1318 году: он назначил кардинала для рассмотрения дела. И в том же 1326 году он также назначил комиссию из трех кардиналов для судейства приора и двух меньших клерикалов,
Как мы уже видели, в 1320-х годах инквизиция также была уполномочена и даже поощрялась действовать против практикующих ритуальную магию. Однако в данном случае профессиональные инквизиторы, похоже, имели дело с очень немногими такими случаями ***. Подробно известны только два. В 1323 году инквизитор Парижа, действуя вместе с ординарным епископом, судил двух мирян, аббата и ряд каноников. Оказалось, что цистерцианский аббат Сарселя потерял какое-то сокровище и нанял мага по имени Жан де Персан, чтобы вернуть его и найти вора. Сообщник мага под пытками описал план своего хозяина, что было любопытно. Кошку кормили хлебом, пропитанным водой и освященным маслом, с намерением убить ее и разрезать ее кожу на полоски, чтобы сформировать магический круг. Стоя в кругу, маг призывал демона Берита - знакомую фигуру в магических книгах - который затем давал желаемые откровения. Маг был сожжен на костре вместе с останками его сообщника, который умер в тюрьме; священнослужители были лишены сана и пожизненно заключены в тюрьму. (32)
В 1329 году инквизитор Каркассона приговорил монаха-кармелита по имени Пьер Рекорди к вечному заключению на хлебе и воде с цепями на руках и ногах. Мужчина признался, что пытался овладеть женщинами с помощью техники ритуальной магии. Он предлагал сатане восковые куклы, смешанные с его собственной слюной и кровью жаб. Он помещал марионетку под порог дома женщины, и тогда она должна была уступить, иначе демон мучил ее. После того, как образ делал свою работу, монах приносил в жертву бабочку полезному демону, который проявлялся в глотке воздуха. По крайней мере, этот случай кажется сфальсифицированным - Рекорди признался, среди прочего, что восковые изображения кровоточили при уколе; и он также сказал, что все изображения были брошены в реку - так что ни одно из них не было предъявлено в качестве доказательства.
Инквизиция ни в коем случае не была острием кампании против ритуальной магии. Напротив, его вмешательство было мелким и, как можно подозревать, обреченным на провал. Через год после вынесения приговора Рекорди Папа Иоанн отозвал предоставленные им полномочия; все происходившие в то время судебные разбирательства должны были быть завершены как можно быстрее, а документы были отправлены ему. Возникает вопрос, не были ли эти размышления вызваны случаем Recordi; Известно, что ведущие кармелиты не разделяли взглядов инквизитора и, возможно, вызвали сомнения у самого папы. Как бы то ни было, хотя магов продолжали судить в соответствии с процедурой инквизиции, их больше не судила инквизиция. Когда следующий Папа Бенедикт XII, Ему пришлось иметь дело с ритуальной магией, и он назначил некоего Гильена Ломбарди для проведения расследования. Ломбарди был не монахом, как обычные инквизиторы, а каноником, а позже и ректором коллегиальной церкви. Он также был высококвалифицированным юристом; и он действовал под присмотром самого папы, поскольку заключенные содержались в папских тюрьмах. (34)
Поразительно, как часто в первой половине столетия обвиняемыми были священнослужители - что редко происходило в самой великой охоте на ведьм. Причина проста: ритуальную магию могли практиковать только те, кто был достаточно сведущ, чтобы изучать магические книги; и в тот период таких людей еще можно было встретить в основном среди духовенства. Более того, клерики, профессионально озабоченные демонами, были более склонны, чем миряне, вообразить, что могут ими командовать. И по той же причине они были склонны подозреваться, будь то миряне или их коллеги-клерики, даже когда на самом деле они были невиновны в каких-либо отношениях с воинствами ада. Так было в начале четырнадцатого века, во время судебных процессов над папой Бонифаций и епископом Гишаром; он все еще получен во время серии испытаний при Иоанне XXII;