Друзья, рад снова приветствовать Вас, у себя на канале! В прошлый статье, мы рассматривали старинные крестики и энколпионы, узнали их виды и предназначение. Поэтому в дальнейших статьях, я не мог не рассмотреть старинные привески, подвески и амулеты. Люди всегда верили и считали, что амулеты, талисманы, обладали некими способностями, что придавало человеку защиту, силу или укрепляло здоровье. Сегодня мы узнаем немного истории о возникновении амулетов, узнаем что они из себя представляют и рассмотрим их виды и предназначение. Друзья, так как информации и разновидностей по привескам и подвескам очень много, статья будет поделена на две части. Будет интересно. Погнали!😉
- История возникновения
Издревле люди всегда считали, что через отверстия нашего тела, могла вылететь душа человека, как и наоборот, могли проникнуть злые духи. Не доверяя своим способностям в противостоянии со злом, люди старались защищать свое тело с помощью предметов из дерева, кости или металла. Естественно дерево использовалось “благородной” породы: береза, дуб, сосна. Кость должна была быть от неустрашимого зверя : тигра, медведя. Но все же самыми лучшими в сохранении души считались драгоценные камни и металлы. Украшения в древности несли как религиозный, так и магический смысл. Мифы Древней Руси роднят золото и серебро, с солнечный светом и молниями Перуна. Украшения являлись не столько “для красоты”, сколько выступали священным талисманом.
Древнеславянские женские наряды, имели больше украшений, нежели мужские (впрочем как и по настоящее время).
С древнейших времен женщина, почти являлась объектом религиозного поклонения, со стороны своего спутника, мужчины. Женщина рожает детей и является носительницей мудрости племени, его легенд и мифов. Женщину требовалось бережно хранить и охранять. Отсюда на женщинах многоцветные бусы, амулеты, привески, подвески и золотая парча налобных повязок.
- Виды амулетов - привесок
Многолетние археологические работы на территории нашей страны, смогли выявить множество форм и видов амулетов, которые отличаются по символическому значению, а также хронологическими и территориальными рамкам распространения. Классификация амулетов проводилась многими учеными и общепринятыми типами амулетов, считаются по следующим критериям:
- Форма и внешний вид
- Материал изготовления
- Техника исполнения
Типы амулетов подразделяются на подтипы по особым чертам изделия, то есть по характеру орнамента и прорези.
- "Подвески - лунницы"
Поклонение славян ночному светилу, отразилось в изготовлении подвесок - лунниц. Данные подвески, были известны с давних времен как символы плодородия и луны. Использовались как оберег. “Лунницы” делются на широкорогие и узкорогие. По технике изготовления - литые и штампованно- филигранные.
Подвеска - лунница. X - XIII век.
Первые “лунницы” появились на территории Древней Руси в X - XI вв. Изначально их носили привилегированные слои населения, так как они изготавливались из серебра. Серебряные амулеты были обнаружены в местах городских центров, в захоронениях и кладах.
Подвеска - лунница, серебро. X - XIII век.
В конце X века стали появляться более простые и дешевые лунницы, такие как бронзовые и биллоновые с имитацией зерни. С XI века широкорогие “лунницы” были вытиснуты узкорогими, вскоре появились новые виды: круторогие, остророгие и другие. Все они отличались разными размерами и орнаментами.
Подвески - лунницы. XI - XIII век.
Появление “лунниц с крестом” (замкнутокрещатых), скорее являлось отражением двоеверия.
Подвеска - лунница, крещатая. XI - XIII век.
- "Подвески - коньки"
С древних времен, конь считался символом добра и благополучия и оказывал магическое влияние на плодородие полей. Конь имел огромное значение у славян. Он являлся незаменимым помощником в сельскохозяйственных работах, с ним воины отправлялись в военные походы. Оберег в виде коня, защищал человека от нечистых сил.
Распространение коньковых подвесок начинаются с VI - VII вв и доходят до XIII века.
Подвеска - конек. VI - X век.
Подвески данного типа имели виды и подвиды, также символические значения для населения. Также различие коньковых подвесок, были по технологии изготовления, материалу, способам изображения коня.
Подвеска - конек, с сочетающим изображением утки. XI век.
У славян распространение получили шумящие привески, для отпугивания злых духов и носились исключительно женщинами, как единичные так и часть составных украшений. Одной из особенностей являлось выполнения данных привесок в виде утиных лапок.
Подвеска - конек, с привесками утиных лапок. VI - XI век.
Изображение коньков были не однообразны, они могли быть с открытой и закрытой пастью, с уздечкой и без нее. Иногда изображения животных выражалось нечетко и археологи не могли определить, что за животное изображено. Необычная форма ушей, большая голова, закрученный хвост, несли лишь домыслы, что это может быть собака, рысь, гепард.
Одним из подвидов амулетов - конька, существовали стилизованные “коньки”. Основное отличие от традиционных “коньков”, было появление щитка, который заменял туловище коня. Щитки были представлены разными фигурами, изображение коня и его размещение, также было различным. В VII веке фигура коня выполнялась с двумя головами повернутыми в противоположные стороны.
Имелся вид “коньков” с прорезным щитком и шумящими подвесками, подвешенными на петлях. Использовались для поясного женского украшения.
Нестандартный вид имеют подвески со щитком, где проделаны круглые отверстия, а щиток имеет отогнутые боковые края с изображением стилизованных конских голов.
Подвеска - конек (рысь), шумящая, с циркульным орнаментом. XII век.
Подвеска - конек (рысь), шумящая. Кривичи. XI - XII век.
У славян значимость коней подтверждало в виде конских голов на гребешках. На бронзовых гребешках XI - XII вв, конские головы повернуты в разные стороны, этим славянские формы отличались от западных, где формы коней в полный рост с повернутыми друг другу головами.
Подвеска - гребешок, с головами коней. XII век.
Подвеска - гребешок, с головами коней. XI - XII век.
- Подвеска - топорик
В XI - XIII вв. широкое распространение получили амулеты - топорики. Они имели сразу несколько значений. С одной стороны, они олицетворяли оружие Перуна - циркульный орнамент, которым украшали такой амулет, он указывал на “божественную” принадлежность. А с другой стороны, топор был обязательным предметом в военных походах в те времена. Перун здесь также выступает - покровителем воинов.
Подвеска - топорик, с циркульным орнаментом. XI - XIII век.
Подвеска - топорик, секира Перуна с циркульным орнаментом. X - XIII век.
Топор также связан с бытовавшем в те времена подсечным земледелием и стало быть, с аграрной магией. Такие подвески - топорики, воспроизводили форму реальных топоров.
Подвеска - топорик, разновидность. XI - XIII век.
Такие обереги были найдены в Брянской области, на Западной Украине, Смоленской области.
Подвески - топорики, разновидности. XI - XIII век.
- Крестовидные привески
Широкое распространение у славян, получили литые привески, представляющие собой два круга с равноконечным крестом под ними. Они являются языческо - христианским символом.
Крестовидная привеска. XII - XIII век.
Крестовидная привеска со спиралевидным узором. XII - XIII век.
Они являются языческо - христианским символом. Их разнообразие, очень велико. Они могут представлять из себя: со спиралевидными кругами и гладкой без рисунка стороной, с завитками на одной стороне и также с гладкой поверхностью на другой, с волютовидными завитками, выполняли из серебряной витой проволоки, крестовключенные привески.
Крестовидная привеска с ложной зернью. XI - XIII век.
Крестовключенные привески. XI - XIII век.
Крестовидная привеска, ромбовая. XI - XIII век.
Друзья, спасибо что дочитали до конца! Надеюсь было интересно! В следующей части, мы продолжим рассматривать древнерусские амулеты - привески и подведем итоги. Следующая часть уже скоро! Спасибо и удачи!👍
#поиск с металлоискателем #древнерусские амулеты #привески и подвески #домонгол #славяне #забытое #старинные украшения #славянские обереги