Найти тему

Стили лидерства. А какой вы лидер?

Стиль лидерства – это устойчивая система способов, методов воздействия лидера на коллектив, в которой проявляются личные качества лидера и особенности коллектива.

Известный немецкий психолог Курт Левин выделил три основных стиля лидерства, рассмотрим их

-2

Авторитарный стиль лидерства — В данном стиле лидер всегда четко ставит задачу, то есть объясняет людям что и как именно нужно делать, к какому сроку должно быть выполнено задание. Мнение других членов группы практически не учитывается и из-за этого между ними и лидером могут возникать расхождения во взглядах. При таком стиле лидерства у людей не остается пространства для творчества в процессе принятия решения. Нередко случается, что лидер злоупотребляет своей властью, то его воспринимают человека, который любит командовать и контролировать.

У данного стиля есть ряд преимуществ:

· Эффективность и своевременность

· Понятно, кто является ответственным

· Развивает людей, у которых недостаточно опыта

· Дает больше гарантий того, что принятое решение будет правильным

Помимо этого, конечно, есть и недостатки. Например:

· Не способствует профессиональному росту образованных работников

· Некоторым работникам может не нравиться, у некоторых возможно даже вызывает некую обиду

· Может привести к текучести кадров, когда работники приобретут достаточный опыт работы

Авторитарный стиль подходит для тех случаев, когда лидер – самый знающий и квалифицированный член команды; или же когда у группы нет времени ля совместной выработки решения.

Курт Левин отметил, что перейти от авторитарного стиля лидерства к другим очень затруднительно, однако обратный процесс вполне возможен.

-3

Демократический стиль лидерства — По мнению Левина, данный стиль лидерства является наиболее эффективным. В демократическом стиле лидер активно участвует в деятельности группы, дает возможность другим членам группы выразить свое мнение и предлагает им помощь и руководство. Левин обнаружил, что в таких группах люди трудились менее продуктивно, чем в группах под руководством авторитарного лидера, однако их труды были намного качественнее.

Демократический стиль так же имеет ряд преимуществ:

· Позволяет решать нестандартные задачи, требующие творческого подхода

· Идеи, предложенные членами группы, ложатся в основу решений, принимаемых лидером, таким образом, все участники остаются довольны и морально поддерживают своего лидера

· Цели и задачи деятельности организации доступны и понятны подчиненным

Однако данный стиль лидерства не стоит применять в еще не сложившемся коллективе; в коллективе, где работники не обладают высокой квалификацией и активностью; а также если производство основано не на экстремальных условиях.

В демократическом стиле последнее слово остается за лидером, но к участию в принятии решения привлекаются все члены группы, благодаря чему они чувствуют себя вовлеченными в процесс и мотивированными, что способствует их креативности.

-4

Либеральный стиль лидерства — Данный стиль лидерства зачастую называют попустительским. Он характеризуется свободой действий членов группы, а также тем, что лидер позволяет работникам самостоятельно принимать решения. Иными словами, лидер с таким стилем ведет себя пассивно, перекладывая всю работу на плечи подчиненных. Либеральный стиль лидерства является наименее эффективным. Люди требуют от своего лидера распоряжений и решений, не умеют работать самостоятельно и крайне неохотно и неэффективно трудятся сообща.

Несмотря на это, все же можно выделить преимущества этого стиля:

· Подчиненным предоставляется значительная свобода действий, они избавлены от постоянного контроля

· Руководитель максимально разгружен

· Подчиненные хорошо информированы о положении дел в организации

Рассмотрим также и недостатки:

· Нет контроля за реализацией решений, то есть все пущено на «самотек»

· Результаты работ обычно низкие

· Люди зачастую не удовлетворены своей работой и лидером

· В группах нет сотрудничества

Однако либеральный стиль лидерства может приносить пользу, если все члены группы имеют высокую квалификацию в какой-то узкой области, но в большинстве случаев он ведет к низкой мотивации работников и нечеткому распределению ролей.