Знаменитый Шамиль вошел в историю как национальный герой Северного Кавказа XIX-го столетия. Великий воин и мудрый политик, что создал мощное исламское государство, почти четверть века отражавшее все атаки царской армии.
Но кем же был по национальности сам имам Шамиль? Давайте детально разберемся.
Итак, родился сам Шамиль в аварском селении Гимры. Родным его языком был аварский.
Аварцы - один из крупнейших (свыше млн человек) народов Дагестана и всего Кавказа. Относятся к дагестанской ветви нахско-дагестанской языковой семьи. То есть, ближе к даргинцам, лакцам, лезгинам. И чуть далее - к чеченцам и ингушам.
Вместе с тем, прадед его отца, кузнеца Денгав-Магомеда, по одной из версий, носил имя Кумык-Амир-Хан. На этом основании считается, что по линии отца у Шамиля могла быть тюркская кумыкская кровь.
Хотя тут все не так просто - Кумыком прапрадеда Шамиля земляки могли прозвать например, за то, что тот долгое время прожил среди кумыков, в совершенстве владел кумыкским языком. Или же просто из уважения к соседнему народу - на Кавказе есть такая традиция.
Например, мальчика из ингушской семьи могли назвать Черкесом или даже Японцем (видели ингуши японцев, храбро бившихся в русско-японской войне). Но это вовсе не значит, что у лихого ингушского кавалериста Ипонца Ибадиева имелись предки из страны Восходящего солнца.
Мать Шамиля дочь аварского бека Пир-Будаха — Баху-Меседа, по одной из версий тоже имела кумыкские корни. Возможно, была кумычкой по матери.
Сам Шамиль, впрочем, никогда о своей национальности отдельно не говорил - для него, как для истинного мусульманина сие не важно было. Если уж доходило дело до вопроса о его принадлежности к какому-либо народу то просто именовал себя гимринцем. По родному селу.
Отметим, что аварцы на тот момент (середина XIX-го) еще не ощущали себя единым народом в европейском смысле этого слова. Звали себя хунзахцами, гунибцами, гимринцами и т.д - по названиям сел. На крайний случай - просто называли себя маарулал (горцами). Соседи аварцев знали их как тавлинцев (от таулу - тюркс. горец) или лезгинами.
Лидер горцев в русских источниках вообще именовался «татарином» - так в России тогда звали всех кавказских мусульман, от черкесов до азербайджанцев.
Любопытно, что сам Шамиль предпочитал чаще всего общаться на кумыкском языке - лингва-франка Северного Кавказа XIX-го столетия.
Именно с кумыкского имаму предоставили переводчика в калужской ссылке - знаменитого Мустафу Яхвина. Но, помимо родного аварского и кумыкского Шамиль совершенно точно знал чеченский и аварский языки. А также, как глубоко верующий мусульман, и арабский, на котором издавал свои фирманы (указы).
В общем, имам Шамиль имел аварское и (возможно) кумыкское происхождение. Но ощущал себя частью Дагестана, Северного Кавказа, своего многонационального государства-имамата, а в общем- большой исламской уммы.
На сегодняшнем Кавказе Шамиля безусловно относят к дагестанцам и аварцам.