Для того чтобы компания успешно развивалась и реализовывала свои идеи на рынке, необходима команда работников-профессионалов, знающих свое дело. Конечно, такие сотрудники будут грамотно выполнять все поставленные задачи, однако в своей работе они не смогут добиться самого главного – сплоченной работы, командного духа в принятии решений и заинтересованности в дальнейшей судьбе компании. Все это рабочая команда приобретает с появлением лидера. Именно этот человек может вселить в рабочий коллектив энергию, бодрость, уверенность в верно выбранной стратегии. Используя свои специфические качества, такие как целеустремленность, ответственность за принятые решения, он эффективно организует работу своих сотрудников. Все это приводит к положительному результату для компании. В первую очередь – это рост прибыли, уменьшение издержек, поднятие товарооборота и снижение себестоимости продукции. Кроме того, грамотная работа лидера в рабочем коллективе приведет к тому, что организация, путем большей и качественной работы мотивированных сотрудников, сможет увеличить количество продукции и объем производства, а, следовательно, заинтересовать новых клиентов, для заключения более эффективных сделок, что приведет к росту прибыли.
Деятельность лидера можно представить тремя моделями:-
- тренер;
- лидер группы;
- преобразователь.
Однако не всегда менеджеры-лидеры имеют необходимые знания в данной области, достаточную квалификацию и опыт работы с людьми. Отсутствие вышеприведенных качеств может пагубно отразить на работе компании, на результатах ее работы и на общем положение на рынке ее продукта.
Если лидер не способен организовать работу отдела, значит, сотрудники не видят цель предприятия, не заинтересованы в ее исполнении. В этом случае их работа будет направлена не на решение глобальных задач компании, а лишь на выполнение их должностных обязанностей согласно инструкциям. Очевидно, что такая затянувшаяся, бесперспективная работа не даст в будущем высоких результатов, не продвинет компанию на ступень выше ее конкурентов. В дальнейшем неизбежна утрата лояльности сотрудников к менеджеру - лидеру, не справляющемуся со своими обязанностями. А если сотрудники не доверяют своему начальству, то и клиенты потеряют доверие и веру в надежность компании. Уменьшение количества заказов приведет к увеличению издержек на производство товара, повышению себестоимости, а значит и увеличению цены на производимый продукт. Как только цена на продукт повысится, произойдет резкое снижение объема продаж, так как покупатели предпочтут данной фирме ее конкурентов, производящих подобную продукцию по более низким ценам. Падение прибыли повлияет на то, что компания не сможет покрыть внутрифирменные затраты на заработную плату сотрудников, аренду помещения, амортизацию оборудования, выплаты поставщикам. Очевидно, что следующим этапом идет банкротство фирмы, ее разорение.
Жизненным примером может служить банкротство компании MEXX. Данная фирма была основана голландским бизнесменом Раттаном Чадха в 1986 году. Свой бизнес он начинал с импорта одежды из Индии и других азиатских стран, а уже в 1980-м запустил два одежных бренда: мужской «Moustache» и женский «Emanuelle». В 1986 году было принято решение объединить их в единый бренд «Mexx». На пике своего успеха у «Mexx» было более 800 магазинов в 55 странах мира, где работало более 6 тыс. сотрудников, а прибыль от реализации товара составляла около 264 млн долларов.
Трудные времена для компании начались после смены руководителя, который назначил нового менеджера для своих сотрудников. Очевидно, что менеджер не справлялся со своими обязанностями, так как с 2006 года компания стала терпеть убытки. Одежду перестали покупать, а затраты на ее создание увеличились. В 2010 году менеджер попытался исправить положение, проведя ребрендинг (изменение бренда, улучшение качества товара), но это ей не помогло. Многие видели проблему марки в том, что модели MEXX были интересны в основном людям старшего возраста, тем, кому за 40. А молодое поколение (наиболее активные покупатели) одеждой от «Mexx» интересовались крайне слабо.
Таким образом, вся компания подешевела за десять лет в 2,5 раза. А значит, уже не могла конкурировать на рынке с другими фирмами. Происходила сильная текучесть кадров, многочисленные увольнения, задержка заработной платы для работающих сотрудников. Ни о какие премиях от начальства не могло быть и речи. Работники разочаровывались в компании, переходили к ее конкурентам. Начальство никак не могло повлиять на ситуацию. Менеджер-лидер вместо того, чтобы сплотить коллектив, вдохновить на работу, искал себе новую должность в другой фирме. Вследствие чего, в 2014 году было принято решение о закрытии компании и уничтожении бренда.
Из данной ситуации отчетливо видно, насколько сильно зависит высокая компетенция лидера в организации труда сотрудников. Ведь главное в работе компании – это грамотно поставленные задачи для персонала, мотивация работников и знание всех процессов, протекающих на производстве. Если менеджер - лидер в курсе этих данных, то предприятие ждет не разорение, а рост и продвижение торговой марки на рынке, обход конкурентов, закрепление бренда среди покупателей и выгодные сделки с партнерами.