Любите ли вы музеи техники так же сильно, как их люблю я?
Особенно, когда речь заходит про единственный в России музей, специализирующийся только на вертолётах. Здесь представлено 14 российских вертолётов - от довольно массовых, до по-настоящему уникальных. Ну а особой пикантности этому музею добавляет то, что попасть в него с улицы невозможно. Давайте я расскажу вам про это уникальное место и заодно открою секрет, как мне удалось там оказаться.
Добро пожаловать в славный городок Торжок. Если вы когда-нибудь ездили по трассе М-10 между Москвой и Санкт-Петербургом, то наверняка помните, что километрах в 60 от Твери есть поворот в сторону этого города. А может быть, вы и заезжали внутрь - ведь Торжок город очень древний и интересный, тут есть что посмотреть.
Ну а может быть вы даже видели в небе вертолёты, которых рядом с Торжком летает весьма приличное количество. Дело в том, что здесь находится 344 центр боевого применения и переучивания лётного состава, в состав которого входит 696 инструкторский испытательный вертолётный полк. И вот именно на базе этого полка в 1989 году возник музей вертолётов. По инициативе самих вертолётчиков.
Поскольку музей находится на территории весьма секретного объекта, то снимать здесь можно только музейную технику, нас настойчиво просили не направлять телефоны и фотоаппараты в сторону действующих вертолётов.
Прямо на входе нас встречает вертолёт Ми-24. Он не входит в музейную группу, а стоит отдельно.
А дальше началось самое интересное! Первым встречает нас, конечно же, Ми-1. Почему конечно же? Потому что это первый вертолёт, который был серийно произведён ОКБ Миля и стал своеобразным "билетом в небо" для огромного числа лётчиков.
Ми-2. Пожалуй, самый известный вертолёт советского кинематографа. Догадались, почему? Даю вам время подумать - ответ будет ниже, а пока думаете - посмотрите фотографии.
Правильный ответ - именно на этом вертолёте летал Валико Мизандари, более известный как Мимино. Чито гврито, чито маргалито да.
Продолжаем изучать вертолёты - красавец Ми-24Д и наш экскурсовод, военный лётчик Валерий Григорьевич Михайловский.
Ещё один Ми-24, на этот раз модификация "В". Машина с историей - именно на этом экземпляре осенью 1992 года полностью женский экипаж совершил перелёт из Торжка в Майами. Само собой, по пути было сделано несколько промежуточных остановок.
Перейдём к самым невероятным вертолётам, при виде которых челюсть падает куда-то в уровень пола. Знакомьтесь, "летающий кран" Ми-10. Этот красавец мог тащить на себе 12 тонн груза. Всего произведено 44 экземпляра.
Ми-10 мог делать так.
Ка-50, та самая "Чёрная акула" про которую даже одноимённый фильм сняли.
Тут представилась совсем уж уникальная возможность посидеть на месте пилота и я ей, само собой, не преминул воспользоваться.
Мастодонт среди вертолётов - Ми-26. Крупнейший в мире серийно выпускаемый вертолёт. Размеры поражают. Эта зверюга может брать на себя 20 тонн груза! Еле в кадр влез.
Давайте посмотрим, что у него внутри? Конечно же, исполинский грузовой отсек.
Кабина пилотов.
Так как же попасть в этот самый музей?
К сожалению, как и с многими государственными организациями здесь в дело вступает его величество бюрократия. Для посещения музея нужно отправить запрос командиру центра не позднее двух недель до планируемой даты посещения, в котором будут паспортные данные всех участников экскурсии. Ну а чтобы узнать канал связи с командиром - нужно позвонить непосредственно в часть по телефону +7 (48251) 5-58-26.
К счастью для меня - я был в составе блог-тура "Тверской круговорот" и его организаторы всё это сделали без моего участия, за что им огромное спасибо!