Модель Колба применяют в обучении взрослой аудитории — это обучение практикой.
Взрослые — это люди, которые осознают себя самоуправляемой личностью и уже имеют определенный опыт:
- жизненный (бытовой), профессиональный, социальный;
- воспринимают обучение как способ решить свои жизненно важные проблемы и достичь цели;
- нацелены на немедленное применение полученных знаний, умений, навыков и качеств.(Л.В. Мезенцева. Обучение взрослых: о формах и методах)
Взрослые сами решают чему, как и когда им нужно учиться. Тренеру важно учитывать эти условия.
Девид Колб сформулировал теорию, которая показала себя эффективной и универсальной для обучения взрослой аудитории. Она представляет собой циклическую последовательность действий участников обучения.
Перед началом любой деятельности важно понимать "для чего" мы собрались. Для обучения цели являются маяком, который ведет нас к успеху и эффективности или к тому, что мы сами для себя определили. Цели отражают модель («идеальный образ»), которому мы будем соответствовать в конце нашего тренингового пути.
Задача тренера помочь выявить проблемные места каждого этапа. В идеале участники сами их определяют и предлагают способы решения. Для этого можно использовать фасилитацию, игры и упражнения, направленные на выявление первоначального опыта, для обозначения зон развития и отработки новых умений на практике.
1 этап «Непосредственный опыт»
Полное определение первого этапа обучения звучит так: «Наличие конкретного, непосредственного опыта в той сфере, в которой необходимо получить знания».
При организации обучения в сфере он-лайн технологий логично указать требования к необходимым знаниям, которыми уже должны обладать участники. Курсы могут быть направлены на участников, которые только начинают изучение какого-либо вопроса. Тогда обычно указывают, что специальных требований нет или знания должны соответствовать общеобразовательному уровню. Если требуются более глубокие знания, важно указать перечень тем, которыми необходимо владеть.
Обучение может проходить в рамках корпоративного университета, где готовятся резервные кадры или сотрудники, получившие повышение. Тогда предполагается, что на присутствуют участники уже имеющие определенный опыт деятельности в своей сфере.
А если человек хочет или вынужден получать новую профессию и он пока еще знает очень мало? Цикл Колба поможет и в этом случае, только кругов по спиралям нужно сделать больше.
Для обучения правилам ведения телефонных переговоров будем опираться на личный опыт телефонных разговоров, опыт общения с сотрудниками различных учреждений и ведомств. В соответствии с целью обучения и на основании опыта можно создать (конечно под руководством тренера) «идеальную» модель или образ, на который впоследствии можно ориентироваться.
Особую сложность у тренера может вызвать ситуация, когда собрались участники с различным опытом. Кто-то новичок, кто-то уже опытный сотрудник. Я использую прием, который называю «Сравнять шансы» — т. е. поставить всех в одинаковые (читай «новые») условия. Для этого формируем новый «учебный опыт» на абстрактной ситуации, оторванной от производственных вопросов.
Можно "перенести" участников в мир сказок, преобразовать «рабочую» ситуацию в «сказочную». Например, правила написания деловых писем. Составим письмо для Змея Горыныча, Кикиморы, Кощея Бессмертного. Отличная возможность проявить свою смекалку и креативность в таком скучном вопросе как деловая переписка. Важно "вернуть" полученные умения в «наш» мир на плоскость повседневного применения. Обычно в таких заданиях участники получают большой заряд позитива. А как известно, позитивные эмоции делают обучение эффективнее, а материал запоминается лучше.
2 Этап «Исследование и рефлексия»
Второй этап Девид Колб назвал «Наблюдение (исследование) и рефлексия»
Размышляем, достаточно ли нам того, что есть, чего не хватает, что может помочь, где взять нужные инструменты и будут ли они эффективны, как добиться результата и достичь целей и т.д.
Мы можем снова использовать «идеальный образ» чтобы увидеть разрыв и определить, в чем именно он заключается. Чего не хватает, чтобы успешно достигать поставленных целей. Например, при обучении телефонным переговорам возникли сложности в работе с возражениями. Что поможет справиться с ситуацией? Нужен алгоритм, порядок действий с речевым сопровождением.
3 этап «Абстрактная концептуализация»
На третьем этапе «Выстраивании абстрактных концепций» участники получают недостающие знания, новые инструменты или определяют как применять старые и хорошо знакомые в новых условиях.
Способы предоставления новой информации зависят от целей и задач тренинга. Это могут быть пассивные (односторонние) методы — лекция, рассказ, самостоятельное изучение материала и т. д., а также активные методы (интерактивные) — мозговой штурм, создание проблемных ситуаций в командной работе и др. Чаще всего применяют комбинацию: проблемная ситуация — мини-лекция — закрепление.
4 этап «Получение нового опыта»
Последний этап круга «Активное экспериментирование». Для того, чтобы знания не остались просто информацией, хотя и полезной/ интересной, а стало умением, необходимо практическое применение. На примере работы с возражениями в телефонных переговорах важно смоделировать ситуацию, где участники не просто попробуют применить новый алгоритм беседы, но будут экспериментировать с ним.
На этом этапе формируется новый опыт, который запускает цикл на следующий круг. Для роста и развития новых знаний и умений важно следить, чтобы цикл соответствовал спирали (как в пружине), когда следующий повтор начинается не с исходной точки, а на уровень выше. В противном случае мы получим белку в колесе.
Тренер, как капитан дальнего плавания, должен на каждом этапе сверяться с маяком: «Не сбились ли мы с пути? Получили те знания и умения, которые планировали? Достаточно нам этих приемов, чтобы успешно решать рабочие задачи?» И корректировать действия группы, если необходимо.
Вывод
- Определяем для себя маяк или «идеальный образ» - цели с подробным описанием того, что в итоге будем знать и уметь.
- Разбираемся, что имеем на данный момент и определяем, чего не хватает, чтобы соответствовать «идеальному образу»
- Получаем то, чего нам не хватает, заполняем информационный пробел
- Экспериментируем, применяем на практике новые знания и умения, формируя новый опыт.
- Анализируем, достигли цели или нет.
- Далее цикл замыкается и выходит на следующий уровень.
Цикл Колба по праву называют универсальной моделью, которая помогает организовать эффективное обучение, соответствующее потребностям взрослой аудитории. Модель получила развитие в работах шведского специалиста в области обучения Класа Мелландера.
Другие статьи канала
Как Взрослый победил Барьеры и подружился с Образованием
Как построить обучение взрослых? Один цикл Колба и две модели Мелландера
Активное обучение. Стили обучения
Что нужно знать про память, чтобы легко учиться?
Мотивация руководителя по-советски
Почему заучивать неэффективно
Наставничество. Применяем к себе или Как наставить себя на путь истины
Мотивация по-японски. Путь стратегии
Как подготовиться к важной встрече и успешно ее провести