Найти в Дзене
Что-то в этом есть

Это не входит в контракт!

Оглавление
Анри Картье-Брессон
Анри Картье-Брессон

Как работать с пиарщиком, чтобы было весело и не больно?

Фразу из заголовка я, в роли консультанта, повторила на прошлой неделе больше десяти раз.

Многие рестораторы, журналисты, шефы и сами ребята из продвижения любят тему: “Ох уж эти пиарщицы”. Обмениваются смешными цитатами и ошибками из релизов, вздыхают, что кормят бесплатно полгорода и сетуют, что нет никаких нормальных кадров.

Эта боль - системная ошибка рынка со всех сторон. И вот почему:

  • рестораторы не понимают кто именно им нужен
  • новых людей не онбордят в компанию, а просто кидают в бассейн с крокодилами
  • у пиарщика нет союзников, а есть только вал задач в компании
  • разные подразделения тянут людей в разные стороны: шеф хочет обложку, доставка хочет новые фото, инвесторы хотят планы и диаграммы, журналисты хотят, чтобы им прислали фото только вложениями и только горизонтальные/вертикальные/черно-белые
  • сами сотрудники не умеют договариваться на берегу и сразу берут на себя всё, что на них наваливают

Общий толковый словарь

В идеальном мире за разные каналы коммуникации отвечают РАЗНЫЕ специалисты:

  • PR-департамент отвечает ЗА СВЯЗИ с общественностью: запросы СМИ, рассылка релизов, работа с социальными проектами, ответы на негативные и позитивные отзывы, коммуникационную стратегию (документ, который отвечает на вопрос “Какими мы хотим быть в глазах общества?”). Ещё пиарщики работают с личными брендами: шефа, кондитера, собственника.
  • Маркетинг отвечает за АНАЛИЗ вашего рыночного предложения. Строит гипотезы и финансовые модели, анализирует конкурентов и целевые аудитории, не просто строит ABC-анализ в iiko, но и понимает как его читать
  • Реклама отвечает за КОММЕРЧЕСКИЕ РАЗМЕЩЕНИЯ. Считает медиа-планы, объясняет почему вам не нужно покупать наружную рекламу на Кутузовском проспекте (или нужно, зависит от целей), запрашивает прайсы на дисплейную рекламу в журналах и газетах
  • Бренд-менеджер отвечает за ИДЕНТИЧНОСТЬ вашего бренда. Разрабатывает фирменный стиль и концепцию и валидирует эти документы каждый день, следит за соблюдением стандартов на всех носителях от визиток до рекламных роликов
  • SMM или Digital отвечают за ИНТЕРНЕТ. Контент, постинг, таргет, контекст, агрегаторы, баннеры, работа с лидерами мнений. Эти ребята знают как работает рекламный кабинет Facebook и почему иногда эффективнее потратить 300 рублей, чем 30 000.

Совершенно понятно, что один маленький ресторан не может позволить себе такой штат, а ещё дизайнера, координатора, штатного фотографа и парочку внешних консультантов.

Но важно понять ещё, что если вы не можете купить себе полный отдел маркетинга, то и требовать от одного человека сразу всех благ инфраструктуры на 25 штатных единиц тоже не стоит.

Найти своих и успокоиться

На мой взгляд, очень важно в процессе поиска составить и психологический и функциональный профиль кандидата.

Если ваши сотрудники не разделяют ваши ценности, то и рассказать о них никогда не смогут. Если вас бесит как человек говорит, одевается или пишет - вы измучаете друг друга

Простой чек-лист, как всегда:

  1. Какой у меня бюджет? Сколько я готов платить кандидату и сколько готов тратить на продвижение?
  2. Какие у моего ресторана болевые точки? Что провисает?
  3. Какие у моего ресторана точки роста? Что показывает хорошие результаты, но требует доработки?
  4. Что для меня важнее всего: digital, брендинг, pr или что-то ещё? (подсказка - коммерческая реклама вам, скорее всего, не нужна)
  5. Смогу ли я аутсорсить какую-то часть ресурсов: нанять таргетолога, дизайнера, фотографа?
  6. Могу ли я сформулировать выполнимые задачи на ближайшие три месяца?
  7. Каков мой план онбординга? Как я покажу человеку ресторан и процессы?
  8. Есть ли у меня время или свободные руки, чтобы работать с этим человеком? Какая будет система отчётов и KPI?
  9. Какие долгосрочные цели я ставлю перед собой: в деньгах, в публикациях, в наградах и премиях, в гостях и в среднем чеке?
  10. Насколько эти цели выполнимы?
  11. Где и на чем физически будет работать кандидат? (НЕ В ЗАЛЕ РЕСТОРАНА)
  12. Кто сможет ставить задачи кандидату, а кто - категорически нет?

Самоанализ всех спасёт!