Еще немножко о зрении и мышлении. Начнем изучать иллюзию Поггендорфа.
Посмотрите сперва на левую часть картинки к посту. Прямоугольник пересекает линия. В начале – черная, потом – синяя.
Только это иллюзия. На самом деле, продолжением черной линии является красная – смотрим правую картинку.
Единого объяснения причин возникновения иллюзии до сих пор нет. Тем не менее, оценка даже такой простой сенсорной ситуации зависит от пола, возраста и образования испытуемых. Величина искажения меняется, когда мы голодны, решаем задачу, испытываем боль или влюблены.
Особенно эффективно на наше восприятие влияют ценности общества. Причем искажения закладываются уже в раннем детстве.
Брунер и Гудмэн исследовали детей в возрасте 10 лет. Разделили на группы из «богатых» и «бедных» семей и попросили оценить по памяти монетки от 1 цента до 0,5 доллара. Дело было после войны и монеты имели вполне приличную покупательскую способность – особенно для ребенка. Контрольная группа оценивала картонные кружки.
Итог - величины монет, социально ценных объектов, оценивались на 15-35% выше, нежели кружков. Причем чем больше монета – тем сильнее отклонение ее кажущейся величины от настоящего размера.
И да, «бедная» группа переоценивала величину монет гораздо сильнее, чем «богатая».
Точность восприятия зависит от силы потребности. Важно не что мы видим, а кто видит.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 20 лет в strategy&marketing, автор концепции психологической инженерии бизнеса
Моя книга "Человек покупающий и продающий" - все что важно знать о связи психологии и бизнеса.
Купить - OZON, Labirint, Читай-Город, Book24, Litres, книжный магазин за углом и торренты