Найти в Дзене
ПсихПед

Невербальное общение на уроке

Оглавление

«Если вы хмуритесь и при этом говорите добрые и хорошие слова, их смысл до ребёнка не дойдёт, – уверена спикер платформы «ПсихПед», филолог, искусствовед и лингвист Анастасия Сергеевна Андреева. – Дети считывают микромимику гораздо лучше и быстрее, чем взрослый человек».

Главное – донести информацию до учеников, а как это делать – неважно. Это очень распространённое заблуждение среди педагогов, которое мешает в работе. В общении между учителем и учениками важны как вербальные, так и невербальные средства. Рассказываем, как их применять педагогу, чтобы сделать свою речь максимально эффективной.

Что такое невербальное общение?

Во время урока учитель не просто объясняет материал: его речь сопровождается жестами и мимикой, он делает паузы в монологе и выделяет голосом важные места в теме, он перемещается по классу и принимает разные позы. Всё это относится к невербальной коммуникации.

Вербальную речь – слова, которые произносит педагог – можно записать или пересказать без потери смысла. Говорящий, как правило, контролирует и анализирует сказанное.

Невербальный язык очень индивидуален и зависит от всех участников общения – говорящего и воспринимающих информацию. Такое общение невозможно пересказать, потому что оно зависит от контекста ситуации. Невербальное поведение всегда спонтанно: непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознанные — над осознаваемыми.

Основная информация, которую считывает ребёнок, невербальна:

55% – выражение лица, положение тела, жесты;

38% – тон голоса и интонация;

7% – логичность, компетентность, разнообразие лексикона, культура речи.

Ошибки в невербальном общении

Глаза в глаза

Считается, что ребёнок не может вынести зрительный контакт со взрослым человеком больше 10 секунд, особенно с авторитарной фигурой. Это вторжение в зону комфорта ребёнка: он будет испытывать неприятные ощущения и стараться всячески отгородиться собеседника. Не потому, что он не знает ответа на заданный вопрос, а потому, что испытывает психологический дискомфорт.

Забыть о мимике и движениях тела

Потеря контроля над мимикой и жестами связана с аффектом. В момент объяснения интересной темы — например, по истории или литературе — педагог может перестать контролировать свою позу и движения тела. Шаг во время ходьбы по классу и жесты становятся широкими — это может нарушить личное пространство ребёнка. Тогда он будет искать способы избежать контакта с учителем.

Адаптеры

Жесты, которые сопровождают человеческие чувства и эмоции, называются адаптерами: руки в замок, плечи подняты, голова опущена. Их используют и взрослые, и дети (у последних они гораздо более простые и очевидные). Например, ребёнок читает стихи, а преподаватель опускает голову вниз. Так он показывает, что не следит за ответом ребёнка, потерял интерес — это может сбить ученика.

Потеря контакта

Если преподаватель во время урока довольно много двигается по классу, он в меньшей степени контролирует свою позу. Из-за перемещения в пространстве педагог может терять визуальный контакт с аудиторией. Широкий шаг, долгие паузы в походке совпадают с паузами в монологе — это может создавать напряжение в речи.

Зачем нужны жесты?

1.  Для снятия напряжения во время долгого монолога.

Важно помнить, что педагог в классе находится «в коробке» своего личного пространства (примерно по 40 см слева и справа от него), за которое не стоит выходить. Не нужно тянуться вперед к ученикам — это может восприниматься как агрессия.

2. Чтобы подчеркнуть эмоциональные моменты в монологе.

Чаще применяется в преподавании гуманитарных дисциплин. Жесты — это акценты, которые расставляет учитель.

3. Чтобы усилить эмоциональное напряжение.

При жестикуляции важно использовать пальцы и запястья. Локти поднимать не нужно: учащиеся воспринимают это как угрозу. Опущенные плечи учителя означают его слабую позицию. Подниматься со стула нужно мягко: резкие движения пугают детей.

4. Для структурирования информации.

Жесты можно использовать как вводные конструкции в русском языке.

Чего нельзя делать во время перемещения по классу:

1. Переносить вес тела с одной ноги на другую. Это считывается как заминка, неуверенность в своих словах.

2. Держать руки за спиной — слабая позиция. Если педагог держит руки перед собой, ученики воспринимают его как уверенного и спокойного человека, который контролирует образовательный процесс.

3. Отходить назад от обучающихся. Учителю следует держаться в поле видимости учеников. Считается, что приемлемая дистанция — 1-2 метра. Ближе тоже подходить не стоит.

4. Смотреть вниз и в сторону. Если учитель не смотрит на своих учеников, они считают его незаинтересованным.

5. Разворачиваться одним плечом к аудитории — эта поза считывается как отстранение.