О том, что такое контент-маркетинг, зачем он нужен и где реализуется, мы уже писали ранее.
А теперь подходим к самой творческой и непонятной для многих части — написанию статьи.
Выбираем тему статьи
Как выбрать тему? Есть несколько способов найти «вдохновение»:
— Используйте Яндекс.Wordstat. Сначала предположите, какие темы могут быть интересны вашей целевой аудитории. Например, если вы владеете турагентством, можете проверить заинтересованность людей в туристических местах Стамбула. Содержанием статьи будет перечень достопримечательностей столицы, ненавязчиво предлагающий ознакомиться с вашими турами.
— Проведите конкурентный анализ. Пройдитесь по сайтам ваших конкурентов и посмотрите, о чём они пишут (и пишут ли вообще). Вдохновляйтесь, но не увлекайтесь: копировать результаты чужого труда не стоит. Совсем.
— Пишите о том, в чём хорошо разбираетесь. Лучшая статья — та, от которой веет уверенностью автора в рассматриваемой теме.
— Обсуждаемые темы. Используйте инфоповоды для написания статей, если они соприкасаются с тематикой вашего бизнеса. Не пишите о вакцинации, если занимаетесь грузоперевозками; а вот рассказать о состоянии таможни в период пандемии — можно и даже нужно.
А судьи читатели кто?
Создайте портрет вашего читателя и держите этот образ у себя в голове на протяжении написания статьи. От этого будет зависеть не только тема, но и структура, используемые термины, а также подача текста.
Например, мы пишем эту статью для предпринимателей, которые ничего не знают о контент-маркетинге или не понимают его ценности для бизнеса. Чтобы не создавать информационный шум, термины и сложные формулировки предложений не используются. А если бы статья по этой теме писалась на тематический портал для маркетологов, использование профессионального сленга — обязательно.
Не пытайтесь написать статью «всем и сразу». Написание статьи для бизнеса — точно такой же маркетинговый инструмент, как и другие, поэтому определение целевой аудитории является обязательным этапом.
Структура статьи
Чтобы вам было легче писать непосредственно текст, составьте план, который поможет последовательно провести главную мысль через всю статью.
Разберём на примере. Вы читаете эту статью, потому что заголовок обещал осветить тему, которая вам интересна. Отсюда вытекает первое и самое важное при составлении «скелета» текста — заголовок. Он должен быть простым, но в то же время ясно раскрывающим тему, о которой будет идти речь.
Наиболее удачные форматы заголовков:
— Вопрос. Здесь всё просто — перед написание статьи задайте вопрос, ответом на который она должна служить («Как написать статью?»). Добавьте щепотку указателя на сферу интересов своей ЦА («Как написать статью, не имея навыков копирайтера?»), и вуаля — у вас есть отличный заголовок, который ясно отражает тему.
— Цифры. Мы верим количественным показателям. Укажите своим читателям конкретные значения, о которым пойдёт речь в статье («10 способов написать статью, которая будет продавать»).
— Ключевые фразы. Если вы пишете статью в корпоративный блог, не забывайте об её оптимизации для поисковых систем. Заголовок должен содержать ключевые слова, по которым статья будет показываться в выдаче.
— Выгода. Укажите в заголовке выгоду, которую читатель может получить, ознакомившись с ней («Пишем статью, которая будет продавать за вас»). Важное уточнение: не переусердствуйте. Отражайте только реальную выгоду, не превращайте заголовок в кликбейт.
Кликбейт (click — «щелчок», bait — «наживка») — заголовки, призванные передать сенсационную, но недостоверную информацию о содержании статьи.
Обратите внимание и на оглавление этой статьи — по сути, оно буквально в 200 словах отражает то, о чём в ней будет говориться. Попробуйте рассказать о содержании текста через заголовки, подзаголовки, разделы; если по составленному оглавлению понятно, о чём будет идти речь в статье — поздравляем, вы на верном пути.
Поиск и оформление информации
То, о чём вы будете писать. Как и во времени учёбы в университете, вам нужно будет изучать информацию по освещаемой теме. Конечно, личная практика — дело хорошее, но не имея опыта написания статей ранее, сложно с первого раза написать хороший текст. Читайте статьи конкурентов и на тематических порталах, новости, научные работы — и вдохновляйтесь. В первый раз вы можете заняться рерайтом и «слепить» текст из информации с разных источников, только не увлекайтесь. Ваша статья должна давать пользу читателю, а не быть беспорядочной склейкой информации.
Рерайт — способ обработки информации, который подразумевает опору на существующий источник. Перефразирование текста с сохранением исходного смысла.
Содержание самой статьи условно можно разделить на три части: введение, основная часть, заключение. Во введении (особенно важен первый абзац) нужно заинтересовать читателя, чтобы он продолжил чтение дальше; в основной части подробно раскрываем тему; в заключении — делаем вывод (в идеале, отвечаем на вопрос, поставленный перед написанием). Ограничений по объёму каждой части нет, главное — не злоупотребляйте доверием читателя и «не лейте воду». Не используйте символы ради символов, пишите ровно столько, сколько нужно для раскрытия заявленной темы.
Разбивайте текст на абзацы. Каждый абзац — законченная микро-мысль. Избегайте сплошного текста и сложных формулировок; сокращайте, насколько это возможно. И главное — последовательно ведите читателя по тексту, давая ответ на его запрос. Если благодаря вашей статье он получит то, что искал и не будет возвращаться к выдаче в поисках другого источника — вы написали хорошую статью.
Вычитка и редактура
Когда статьи написана и всё, что планировалось, отражено в содержании — пора заняться «пост-обработкой». Налейте кружку горячего чая или кофе и вдумчиво прочитайте готовый черновик, обращая внимание на формулировки предложений и грамматику.
Обязательно прогоните текст через сервисы, оценивающие орфографию (например, text.ru) и «водность». Также можно использовать Advego, который кроме орфографии проверяет грамматику. Перфекционисты могут использовать Главред, основная цель которого — смысловой анализ текста.
В копирайтинге есть приём, который позволяет писать лёгкий, понятный читателю текст. Если писать только длинные, сложные предложения — слог будет тяжело восприниматься. Если преобладают короткие — текст получится слишком сухим. Чередуйте конструкции. Например, как в этом примечании :)
Перечитали готовый текст — прочитайте ещё раз, но вслух. Прочитали вслух — дайте прочитать коллеге, соседу, деду, бабушке. Хорошо, если получится дать ознакомиться с содержимым статьи потенциальной ЦА — всё ли понятно, удалось ли донести основную мысль и пр. После нескольких часов работы над статьёй глаз замыливается, и какие-то недоработки (в том числе орфографические) могут ускользнуть.
Вот теперь, после редактуры, можно смело заявить — статья готова, и её можно выгружать в сеть.