Найти тему
16,4K подписчиков

Новинки на книжных прилавках: "Международный опыт в отечественном подводном кораблестроении (1900-1950)"

Очередная книжная новинка по военно-морской истории, боевым кораблям и вооружениям. Делая данные обзоры, хочу подчеркнуть, что меня не связывают "деловые" отношения ни с авторами (кроме знакомства с некоторыми), ни с продавцами и изд-вами. Все книги приобретены за личные средства, для личного использования. Делюсь собственным мнением только о тех книгах, которые купил для своей библиотеки. Не рекламирую книги и не продаю их, мне абсолютно безразлично купите вы эту книгу или нет, ваше дело покупать их или пройти мимо, есть много людей, которые вообще книги не читают, и им хорошо,)).
Очередная книжная  новинка по военно-морской истории, боевым   кораблям и  вооружениям.

Представляемая книга, о которой пойдет речь может и нельзя считать новой в полном смысле этого слова (по установленным мною правилам), так как она издана в 2019 году, но ведь правила и устанавливаются чтобы их нарушать, )). С другой стороны это все новинка, так как издана не всем "известным" и распространенным московским издательством, а организацией, которая в принципе не занимается книгоизданием, это во-первых. А во-вторых, это все таки новинка моей библиотеки, а не книга, которая года три лежала на полке и ждала своей очереди, когда я уделю внимание для ее обзора (такое тоже бывает).

Судя по выходным данным книга подписана в печать в апреле 2019 года, но мне на глаза она попалась только этим летом (в июле 2021 года) и то совершенно случайно. Я ее по случаю купил в издательстве "Гангут", которое видимо решило помочь издателям с распространением этого труда. Не помню сколько заплатил, примерно около тысячи рублей наверное, но я абсолютно не пожалел учитывая качество полученной книги. Но перейдем к самой книге.

Очередная книжная  новинка по военно-морской истории, боевым   кораблям и  вооружениям.-2

Книга выпущена ФГУП "Крыловский Государственный научный центр" (Санкт-Петербург) и имеет следующие выходные данные - Международный опыт в отечественном подводном кораблестроении (1900-1950)/ В.Н.Половинкин, Б.А.Барбанель, С.В.Федулов, А.Б.Фомичев - СПб.: Крыловский государственный научный центр, 2019. - 368 с.

По сути это не просто научно-популярная книжка - это научно-исследовательская работа по данной теме, подготовленная учеными научного центра. Не удивлюсь, если это итог чьей то диссертации или научного гранта. Определенный вес придает указание, что данная книга выпущена под общей редакцией Главнокомандующего ВМФ РФ адмирала В.И.Королева. И первые четыре страницы книги отданы как раз вступлению, которое подписано Главкомом. Я далек от мысли, что строки вступления писал этот адмирал, но надеюсь что все таки прочитал и подписал - что уже не плохо. Это может говорить, о том , что в книге представлен официальный взгляд на рассматриваемый предмет исследования, и полученные результаты имеют под собой официальные обоснования и подтверждения.

Очередная книжная  новинка по военно-морской истории, боевым   кораблям и  вооружениям.-3

Представлять специально авторов не буду, кому интересно - можете прочитать на фото страницы. Но судя по биографиям - люди не простые, академики, доктора,кандидаты, профессора, доценты, Лауреаты, специалисты от промышленности. По моему мнению их сложно обвинить в дилетантизме, предметной областью они владеют. И в принципе судя по содержанию книги это действительно так.

Очередная книжная  новинка по военно-морской истории, боевым   кораблям и  вооружениям.-4

Судя по предисловию, данная книга продолжает труд В.В.Балабина "Отечественные подводные лодки на службе иностранных флотов", если так можно сказать, хотя разумеется это самостоятельная работа. Но авторы в предисловии специально отметили, что по их мнению в настоящее время возникла необходимость рассмотреть вопросы сотрудничества Российской империи, Советской России, Советского Союза в вопросах подводного кораблестроения. Вполне ожидаемо появление среди читателей "экземпляров", которые тут же начнут кричать о том, то "русские ничего не могут", "без запада мы умрем" и т.д. Спешу утешить их и остановить, в чем то они правы, но только отчасти. Абсолютно полностью согласен с авторами книги, которые в предисловии отметили ,что "...создавать, развивать, совершенствовать и модернизировать кораблестроительную отрасль, а подводную в особенности, без использования зарубежного опыта не могла ни одна мировая морская держава в мире". По этой причине, вполне очевидной, и в конце 19- начале 20 веков, и в 20-30- годы 20 века Россия активно сотрудничала с зарубежными государствами, как и эти государства сотрудничали с Россией.

P.S. Иногда встречал "обвинения" типа: "Как Советский Союз мог пользоваться помощью капиталистов из Германии, Франции, Италии...". А почему бы и не пользоваться, собственно говоря? Сейчас Европа покупает и России газ, уголь, электроэнергию, США покупает нефть , уран. И ведь все в порядке, и им не стыдно, что они покупает эти товары у страны, которую они же и объявляют своим врагом?

Очередная книжная  новинка по военно-морской истории, боевым   кораблям и  вооружениям.-5

В книге проведен довольно подробный, емкий, но при этом краткий анализ зарубежного опыта в области подводного кораблестроения. То есть если кто-то думает, что все 360 страниц только о том, какие иностранные детали или решения были реализованы на отечественных ПЛ, то он ошибается. Первые три главы (из двенадцати) посвящены тому, как развивалось подводное кораблестроение в зарубежных странах (Франция, США, Англия, Италия, Германия, Австро-Венгрия, Греция, Голландия и др.), причем представлены три периода - до 1900 года, до 1917 года, и период Второй мировой войны. По каждой из крупных стран дается краткая справка о состоянии ее подводных сил и тенденциях развития. рассматриваются наиболее характерные типы подводных лодок, их особенности и реализованные технические решения. Материал представлен кратко, сухо, без эмоций и пространных рассуждений и идеологической прослойки.

Очередная книжная  новинка по военно-морской истории, боевым   кораблям и  вооружениям.-6

Следующие четыре главы - обзор периодов отечественного подводного кораблестроения до 1917 года, с 1917 по 1945 годы, послевоенный период, а также обобщенный анализ состояния и развития отечественного подводного кораблестроения. По сути - это первая основная часть книги, которая раскрывает фактический материал проблемы, показывая, что было у России, и что было у зарубежных "партнеров".

Очередная книжная  новинка по военно-морской истории, боевым   кораблям и  вооружениям.-7

Вторая часть книги объединяет оставшиеся части (пять частей), каждая из которых посвящена военно-техническому сотрудничеству России на разных этапах ее существования с западными странами в интересах развития подводного флота. В качестве периодов выделено четыре: накануне Первой мировой, в годы Первой мировой, в период 1917-1941 годы, в годы Великой Отечественной войны. Отдельно выделена глава по использованию новинок германской техники и вооружения в интересах отечественного подводного кораблестроения.

Очередная книжная  новинка по военно-морской истории, боевым   кораблям и  вооружениям.-8

По моему мнению, книга представляет отличный материал для раскрытия вопросов которые вызывали и вызывают интерес, касательно тех или иных достижений. Лично я первым делом ознакомился с тем, как проектировали и строили подводную лодку "Декабрист" и каким образом в его судьбе приняла участие итальянская подводная лодка "Балила". признаюсь - было интересно, но рассказывать что и как здесь не буду.

Несмотря на то, что авторы - технические специалисты, а не "профессиональные литераторы", книга читается довольно легко, материал излагается вполне доходчиво, иногда с юмором. Позабавили "шпионские истории" связанные с закупками насосов для подводных лодок первых серий. Кстати, в очередной раз убедился, если западным компаниям надо заработать, то они убирают в сторону всю идеологию - и работают на выгоду.

Очередная книжная  новинка по военно-морской истории, боевым   кораблям и  вооружениям.-9

Вызывает доверие к авторам и тот факт, что они не скрывают необходимость зарубежной помощи, подчеркивая, что развитию этого сотрудничеству способствовала широкая кооперация интересов. Интересен и тот момент, что авторы не оставили без внимания и негативные примеры подобного сотрудничества, когда западные фирмы или специалисты старались скрыть те или иные особенности своих решений, старались продать заведомо низкокачественные изделия, стараясь больше заработать. это было характерно и американским, и итальянским, и немецким компаниям.

Особо хочется подчеркнуть тот факт, что авторы не остановились на военном периоде и не закрыли тему 1945 годом. Считаю, что одно из достоинств книги в том, авторы рассмотрели вопрос изучения трофейных немецких субмарин для использования новых решений и полученного опыта в послевоенных проектах подводных лодок, и смело об это говорят, не скрывая, что эти данные были использованы.

Очередная книжная  новинка по военно-морской истории, боевым   кораблям и  вооружениям.-10

Особое значение книги в том, что все представленные материалы, данные и факты систематизированы, обобщены и структурированы, что позволило в итоге выделить три основных направления использования технической помощи в интересах отечественного подводного флота: период мирного времени, период военного времени, послевоенный период. В целом - эту книгу надо прочесть, это настоящий научный труд, который достоин тщательного изучения.

Да, и нельзя оставить без внимания оформление книги - достаточно много фотографий и схем, подготовлены таблицы. Надо отметить, что фотографии встречаются довольно интересные и мало используемые. Так что авторы и издатели постарались.

Очередная книжная  новинка по военно-морской истории, боевым   кораблям и  вооружениям.-11

По оформлению: Хорошая четкая печать, качественная бумага - создают хорошее впечатление и доставляют удовольствие при работе с книгой. Твердый удобный переплет и фирменная скромная обложка с тиснение названия выдает результат "ведомственной" типографии. Хорошая бумага, страницы плотные, "солидные", рассчитанные на долгое пользование. Переплет крепкий и практичный - страницы не вываливаются, держатся хорошо. Обложка индивидуальная, соответствует предлагаемому материалу.

Книга мне очень понравилась, но рекомендаций "купить/не купить" не даю, решайте сами. Тираж не известен, могу предположить, что он крайне ограничен. Интересно в интернете уже появилась ее электронная версия или нет?

Очередная книжная  новинка по военно-морской истории, боевым   кораблям и  вооружениям.-12

А есть кто-то из наших читателей, кто уже купил эту книгу? Какое ваше впечатление о ней? Делитесь в комментариях, ваше мнение мне интересно, может я чего и упустил в обзоре, или был слишком предвзятым. В дальнейшем продолжу представлять другие книги, которые считаю "новинками". Пока ориентируюсь на то, что уже есть у меня, и продолжу готовить обзоры на них, но если у вас есть пожелания о том, какую из книг данной серии представить здесь - пишите в комментариях или ЛС.

Если понравилось - ставьте лайки, подписывайтесь, будет еще интереснее, делитесь комментариями, кто желает - может поддержать проект: