Тема подворного убоя сельскохозяйственных животных далеко не нова. Так в Краснодарском крае, где мы сейчас проживаем, соблюдать требования ветеринарного законодательства по убою животных обязали всех владельцев животных, независимо от форм собственности. Подворный убой сельскохозяйственных животных запрещен согласно Приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 09.02.1999 года №45 «Об усилении контроля за внутрихозяйственным убоем скота», а также законодательными актами Краснодарского края и Республики Адыгея. Со слов высших чиновников причина запрета в том, что якобы в домашних условиях невозможно обеспечить ветеринарно-санитарный контроль, грамотно произвести утилизацию остатков и осуществить соответствующий контроль за отсутствием опасных заболеваний животных. . Получается, что закону этому более двадцати лет. Что же изменилось, почему об этом законе заговорили именно сейчас?
С 2021 года в России вступили в силу новые правила по содержанию КРС (крупного рогатого скота) и свиней. Забивать крупный рогатый скот, содержащийся в частных подворьях можно только на бойнях, никаких дворов и самостоятельного убоя. При этом на бойне Вы получаете сертификат, без которого продажа мяса с домашнего подворья на рынках будет просто невозможна. Ранее сертификаты на продажу мяса выдавались в ветеринарных пунктах, которые фермеры посещали перед убоем, чтобы получить справку, которая в дальнейшем открывала дорогу на рынок. С 2021 года действие таких справок отменено. Не только убой производится на специализированной бойне, но и осмотр должен быть проведён там же, непосредственно перед убоем. В принципе всё логично, кроме нескольких фактов. Расстояния в России от фермы до пункта убоя бывают достаточно велики и фермерам приходится преодолевать их, что сопряжено в большими трудностями. Ещё одна сложность - это очереди. Ведь приходится совершать убой в одно время повсеместно. Весной животных заводят на откорм, а осенью, перед холодной зимой, производят забой. Причём по такому графику живут все хозяйства. К тому же убойных пунктов и в былые времена было не так много, а в нынешнее время в некоторых районах их вообще не осталось. Ранее содержание небольшого количества животных в ЛПХ без особых затруднений позволяло произвести убой тут же в своём подсобном хозяйстве. После отбора мяса на личное потребление, излишки реализовывались. Так было всегда.
К примеру, когда мы на лето уезжали в деревню в Подмосковье, яйца и молоко покупали в хозяйстве на краю деревни. Когда они забивали свинью или бычка, они всегда предупреждали своих клиентов об этом и продавали нам мясо или сало. В нашей глухой деревне на Рязанщине так же были те, кто держал коз или свинью. Одни производили убой сами, а кому-то было проще пригласить специалиста по убою. Так же приглашали и ветеринаров - скидывались и заказывали сразу на всех. Кстати, при таком вызове ветеринара "на дом", специалисты, призванные следить за состоянием ветеринарного контроля, могли непосредственно увидеть своими глазами, в каких условиях содержатся животные, что было большим плюсом в этой системе проверок. Никто никого никуда не возил.
Крупные фермы проблема подворного забоя не коснётся, они и раньше не использовали двор для забоя, а вот мелкие фермеры и мелкие личные подсобные хозяйства прочувствуют все эти изменения на себе. Во сколько может возрасти цена на мясо, когда затраты на содержание животных всё больше увеличиваются. К непрекращающемуся росту цен на корма прибавляются дополнительные затраты по осуществлению убоя. Вместо помощи со стороны властей, мелкие фермерские хозяйства сталкиваются всё с большими проблемами. Вырастил, выкормил, а тут бац, и вторая смена. Законодатели придумали новый вид поборов. Как будто всё делается специально, чтобы отвадить клиента у мелкого частника, так как со всеми расходами он не сможет конкурировать на рынке с крупными фермами. Разорение мелких фермерских хозяйств приведёт к завоеванию рынка сбыта крупными комплексами. То же самое. что произошло в торговле - сначала разорили мелкие магазинчики, разделили рынок между торговыми сетями, а затем стали безнаказанно продавать морковку по 150-200 рублей за килограмм - это ведь легко, когда нет конкуренции.
У нас на нашем подворье нет ни свиней, ни КРС, однако мы всё время присматривались к вьетнамским вислобрюхим свинкам. Теперь эта затея откладывается на неопределённый срок. К созданию себе лишних проблем мы не готовы. Ограничимся пока птичкой. Однако страшно осознавать, что ещё могут придумать наши законодатели. Ведь доберутся и до нас, до птицеводов. В очередном старческом мозгу какой-нибудь 85-тилетней депутатши возникнет (или туда положат) мысль, откуда можно ещё поиметь деньги - и пиши пропало - новые налоги и поборы. Всё это вопрос времени. А уверенности в завтрашнем дне с каждым годом всё меньше.
Для Вашего удобства материал на канале систематизирован по темам: переезд на юг, огород, птица в подсобном хозяйстве, кулинария, наши путешествия, наш автодом, мои рассуждения на жизненные темы и прочее: