Найти тему

ВО ФРАНЦИИ

Во Франции мы находим обратное тому, что произошло в Германии и Италии. В течение многих столетий короли Франции владели лишь очень небольшими владениями, так что многие из их вассалов были могущественнее их самих; но для королевского достоинства во Франции было большим преимуществом то, что там прочно утвердился принцип наследственной монархии. Внимание, которым он пользовался, было усилено тем обстоятельством, что корпорации и города имели свои права и привилегии, подтвержденные королем, и что апелляции в высший феодальный трибунал—суд пэров, состоящий из двенадцати члены, пользующиеся этим достоинством,—становились все более частыми. Влияние короля было расширено тем, что он обеспечивал ту защиту, которую мог дать только трон. Но то, что по существу обеспечивало уважение к королевской власти, даже среди могущественных вассалов, было растущей личной властью государя. Различными способами, по наследству, путем брака, силой оружия и т. Д., короли получили во владение множество графств (Графшафтен) и несколько герцогств. Герцоги Нормандии, однако, стали королями Англии, и, таким образом, Франции противостояла грозная держава, внутренние районы которой были открыты для нее через Нормандию. Кроме того, все еще оставались могущественные герцогства; тем не менее, король не был простым феодальным сюзереном (Леншерр), как германские императоры, но стал обладателем территории (Ландешерр); под его началом было несколько баронов и городов, которые подчинялись его непосредственной юрисдикции; и Людовику IX удалось сделать апелляции в королевский трибунал общими для всего его королевства.

Города заняли более важное положение в государстве. Ибо, когда королю понадобились деньги и все его обычные ресурсы, такие как налоги и всевозможные принудительные взносы, были исчерпаны, он обратился с заявлением в города и вступил с ними в отдельные переговоры. Именно Филипп Справедливый в 1302 году впервые созвал городских депутатов в качестве третьего сословия вместе с духовенством и баронами. Все, о чем они действительно в первую очередь заботились, - это авторитет суверена как власти, которая их созвала, и повышение налогов как цель их созыва; тем не менее штаты обеспечили себе важность и вес в королевстве и, как естественный результат, влияние на законодательство.

Факт, который особенно примечателен, - это прокламация, изданная королями Франции, дающая разрешение рабам на землях короны покупать свою свободу по умеренной цене. Как мы уже указывали, короли Франции очень скоро достигли большой власти; в то время как расцвет поэтического искусства в руках трубадуров и рост схоластической теологии, особым центром которой был Париж, дали Франции культуру, превосходящую культуру других европейских государств, и которая обеспечила уважение иностранных наций.

В АНГЛИИ

Вильгельм Завоеватель, герцог Нормандии, ввел феодальную систему в Англии и разделил королевство на феоды, которые он предоставил почти исключительно своим нормандским последователям. Сам он сохранил значительные владения короны; вассалы были обязаны нести службу на местах и помогать в отправлении правосудия; король был опекуном всех вассалов, не достигших совершеннолетия; они не могли вступать в брак без его согласия. Только постепенно бароны и города достигли важного положения. Особенно в спорах и борьбе за трон они приобрели значительный вес.

Когда деспотическое правление и финансовые поборы королей стали невыносимыми, начались раздоры и даже войны; бароны вынудили короля Джона присягнуть Великой Хартии вольностей, основе английской свободы,то есть, в частности, привилегиям дворянства. Среди обеспеченных таким образом свобод главным было то, что касалось отправления правосудия; ни один англичанин не мог быть лишен личной свободы, собственности или жизни без судебного вердикта своих коллег. Кроме того, каждый должен был иметь право на свободное распоряжение своей собственностью. Кроме того, король не должен был вводить никаких налогов без согласия архиепископов, епископов, графов и баронов. Города, также пользующиеся благосклонностью королей в противовес баронам, вскоре превратились в третье сословие и получили представительство в палате общин парламента. И все же король всегда был очень могущественным, если обладал силой характера: его поместья в короне доставались ему с должным вниманием; однако в более поздние времена они постепенно отчуждались, раздавались, так что королю пришлось обратиться за субсидиями в парламент.

Мы не будем вдаваться в мельчайшие и конкретно исторические подробности, касающиеся объединения княжеств с государствами или разногласий и споров, сопровождавших такое объединение. Нам остается только добавить, что короли, когда, ослабив феодальную конституцию, они достигли более высокой степени власти, начали использовать эту власть друг против друга в неприкрытых интересах своего собственного владычества. Таким образом, Франция и Англия вели войны друг с другом в течение столетия. Короли всегда стремились к иностранным завоеваниям; города, на которые приходилась наибольшая доля бремени и расходов, связанных с такими войнами, были против них, и, чтобы умиротворить их, короли предоставили им важные привилегии.

ПАПСТВО И ФЕОДАЛИЗМ

Папы пытались сделать тревожное состояние общества, к которому приводило каждое из этих изменений, поводом для вмешательства их власти; но интерес роста государств был слишком прочно установлен, чтобы позволить им противопоставить свои собственные интересы абсолютной власти. Князья и народы были безразличны к папским крикам, призывавшим их к новым крестовым походам. Император Людовик приступил к работе, чтобы вывести из Аристотеля, Библии и римского права опровержение предположений папского престола; и избиратели на сейме, состоявшемся в Ренсе в 1338 году, а затем еще более решительно на имперском сейме, состоявшемся во Франкфурте, было заявлено, что они будут защищать свободы и наследственные права империи и что для того, чтобы сделать выбор римского императора или короля действительным, не требовалось никакого папского подтверждения. Так, ранее, в 1302 году, по случаю состязания между папой Бонифацием и Филиппом Справедливым, ассамблея штатов, созванная последним, выступила против папы. Ибо государства и общины пришли к сознанию независимой моральной ценности.

Различные причины объединились, чтобы ослабить папскую власть; великий раскол церкви, который заставил людей усомниться в непогрешимости папы, дал повод для решений Констанцского и Болского соборов, которые приняли власть, превосходящую власть папы, и поэтому свергли и назначили пап. Многочисленные попытки, направленные против церковной системы, подтвердили необходимость реформации. Арнольд Брешийский, Уиклифф и Гус встретили сочувствие в борьбе против догмы о папском наместничестве Христа и грубых злоупотреблений, которые опозорили иерархию. Однако эти попытки были лишь частичными по своему охвату. С одной стороны, еще не пришло время для более всеобъемлющего нападения; с другой стороны, нападавшие, о которых идет речь, не ударили в самое сердце вопроса, но (особенно двое последних) атаковали учение церкви главным образом оружием эрудиции и, следовательно, не смогли вызвать глубокий интерес среди людей в целом.

ГЕГЕЛЬ О ВОЗВЫШЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ФЕОДАЛИЗМ

Но у церковного принципа был более опасный враг в зарождающемся формировании политических организаций, чем в упомянутых выше антагонистах. Общая цель, цель, изначально обладающая совершенной моральной значимостью, предстала перед светскостью в формировании государств; и этой цели сообщества подчинились воля, желание, прихоть индивида. Твердость, характерная для эгоистичного качества“сердца”, сохраняющего свое изолированное положение—узловатое дубовое сердце, лежащее в основе национального темперамента немцев,—была сломлена и смягчена ужасной дисциплиной Средневековья.

Двумя железными прутьями, которые были инструментами этой дисциплины, были церковь и крепостное право. Церковь довела“сердце” (Гемут) до отчаяния—заставила дух пройти через жесточайшее рабство, так что душа больше не принадлежала себе; но она не низвела его до индуистского оцепенения, ибо христианство является внутренне духовным принципом и, как таковое, обладает безграничной эластичностью. Точно так же крепостное право, сделавшее тело человека не его собственным, а собственностью другого, протащило человечество через все варварство рабства и необузданного желания, и последнее было уничтожено его собственным насилием.

Человечество освободилось не столько от рабства, сколько благодаря рабству. Ибо варварство, похоть, несправедливость составляют зло: человек, крепко связанный своими оковами, непригоден для морали и религиозности; и именно от этого невоздержанного и неуправляемого состояния воли освободила его рассматриваемая дисциплина. Церковь вела борьбу с насилием грубой чувственности в таком же диком и террористическом настроении, как и ее противник; она повергла последнего ниц перед ужасами ада и держала его в вечном подчинении, чтобы сломить дух варварства и приручить его.

Теология заявляет, что каждому человеку предстоит пройти через эту борьбу, так как он по своей природе зол, и только пройдя через состояние душевного раздирания, он приходит к уверенности в примирении. Но, соглашаясь с этим, следует, с другой стороны, утверждать, что форма состязания очень сильно меняется, когда условия его начала отличаются и когда это примирение действительно осуществилось. Путь мучительной дисциплины в этом случае обходится (он действительно появляется позже, но в совершенно другой форме), ибо пробуждение сознания обнаруживает человека в окружении элементов морального состояния общества. Фаза отрицания действительно является необходимым элементом человеческого развития, но теперь она приняла спокойную форму образования, так что все ужасные характеристики этой внутренней борьбы исчезают.c

СНОСКИ

[83] [По словам Брайса,б“Зарождающийся феодализм был всего лишь одним шагом от анархии".]

[Картинка: img_118]

КРАТКАЯ СПРАВКА-СПИСОК ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО ГЛАВАМ