[625 г. н. э.]
Битва при Бедре была первым шагом ислама к господству. В то время как жители Медины и бедуинские племена по соседству черпали из успеха пророка веру в его божественную миссию и с энтузиазмом собирались вокруг него, в Мекке царило великое отчаяние. Абу Лахаб, дядя и враг Мухаммеда, умер семь дней спустя от болезни, напоминающей оспу, полный скорби и гнева из-за успеха своего племянника; а дочь Окбы Хинд, страстная жена Абу Суфйана, день и ночь плакала в неуправляемой ярости, требуя мести за своих павших сородичей. Ее господин действительно выступил против Медины с двумя сотнями курайшитов; но их вера в свое дело была поколеблена, и когда Мухаммед выступил против них, они бежали домой в такой спешке, что оставили свой запас еды.
В течение нескольких месяцев после этой“кампании за трапезу” некоторые евреи в Медине, высмеяв Мухаммеда в своих стихах, были преданы смерти, а их единоверцы, отказавшиеся перейти в ислам, в частности Бени Кайнока, самый искусный из богатых ювелиров в стране, были изгнаны в Сирию. Абу Суфьян теперь во второй раз выступил на битву, на этот раз с войском в три тысячи курайшитов, во главе которого стояли три храбреца, Акрама, сын Абу Джаля, Халид и Амру, впоследствии самые выдающиеся герои правоверных. В арьергарде была ужасная Лань, с пятнадцатью другими женщинами и некоторыми поэтами, которые пробудили дух мести в армии, оплакивая убитых при Бедре.
Мухаммед хотел дождаться врага в городе, но молодые люди, в своем рвении к войне, потребовали решительного сражения. Пророк уступил их требованию с внутренними опасениями. На горе Оход, чье исключительное гранитной массы, голые деревца, ни кустика, поднимается примерно в Лиге к северу от Медины, он составлял его воины, не превышает семи сотен, как он побрезговал помощью евреев и, следовательно, так глубоко оскорбил их покровителем, Khazrayite Абдалла бен Obayyah, который помимо этого был тайным завистника и соперника Мухаммеда, что он тоже снял со своей армией. Сам Мухаммед сражался в первых рядах; надев на голову красную повязку и размахивая“мечом Бога и его посланника”, он ободрял своих людей аксиомами новой веры. Здесь тоже победа, казалось, сначала склонялась к мусульманам; несмотря на то, что Хинд и ее женщины, “дочери звезд с облачными волосами и украшенными жемчугом шеями”, могли ободрять сражающихся, обещая победителям любовные объятия и угрожая бегущим позором и смертью, ряды мекканцев все же уступили. Семь членов семьи Абд ад-Дара, которые каждый по очереди исполнял наследственную должность знаменосца, валявшегося в пыли. Тогда лучники, опасаясь опоздать с добычей, покинули безопасную позицию, которую Магомет назначил им за горой, и таким образом дали Халиду возможность напасть со своей кавалерией на мусульманский тыл. Теперь сражение внезапно приняло новый оборот; превосходящие силы курайшитов одержали победу, Мухаммед был ранен и упал лицом вниз в траншею. Его знаменосец Мусаб пал, и, поскольку он внешне напоминал Мухаммеда, слух “Мухаммед мертв” быстро распространился и оказался столь же обнадеживающим для неверных, сколь и разрушительным для мусульман. Побежденные уже спешили прочь в сторону Медины, когда поэт Кааб, сын Малика, узнал пророка среди раненых, в его шлеме и кольчуге.
[Картинка: img_18]
Арабский воин, Время Мухаммеда
Воодушевленные радостной вестью о том, что Мухаммед все еще жив, десять или двенадцать его верных последователей, включая Абу Бекра и Омара, собрались вокруг него и прорубили себе путь мечом к скалистой высоте, где они храбро защищались до тех пор, пока враг, который, полагая, что пророк мертв, не обратил особого внимания на эту маленькую группу, не начал свой марш домой после оскорблений и увечий мертвых. Хинд и ее спутники взяли отрезанные носы и уши врага, связали их вместе, как жемчужины, и носили их как ожерелья и браслеты. Первая даже довела свою ярость до того, что попыталась вырвать сердце из трупа Хамзы, которого абиссинский раб Васи убил в разгар боя, и разорвать его на куски.[31] Падение правоверного Хамзы почти тронуло Мухаммеда; он часто оплакивал его, и женщины Медины подняли общий плач по павшему герою, чье имя отныне упоминалось в каждой предсмертной песне.
[625-627 н. э.]
После отступления курайшитов Мухаммед вернулся со своими людьми в Медину. Каким бы сильным ни был удар, он не мог поколебать его веру и уверенность в успешном исходе. В то время как он утешал родственников убитых мыслью о счастливой жизни после смерти, он запретил обычные траурные обряды, нанесение ударов по лицу, бритье волос, разрывание одежды, разрешая плакать только потому, что“слезы приносят облегчение страдающему сердцу”; в то же время он принял разумные меры для защиты, на случай, если пострадавший будет ранен. Курайш, услышав, что пророк все еще жив, должен был вернуться. Но они не рискнули подвергать свою ослабленную армию новым опасностям; они довольствовались одержанной победой и надеялись, что со временем они смогут взять верх над религиозными новшествами, если они сохранят священный город с Каабой от всех загрязнений, убьют всех мусульман, попавших в их руки, и всех читателей Корана, которые должны провозгласить ислам жителям горной страны, и если они не позволят ни одному мусульманину войти в Каабу. В течение многих лет последователи пророка могли не принимать участия в паломничестве в Мекку, которое в священные месяцы остальные арабы совершали ради молитвы и праздничных радостей. Но медленно приближалось время, когда и в Мекке уважение к старым языческим богам должно было кануть в прах, и даже курайшиты преклонят колена перед именем того, к кому они теперь питали такую смертельную ненависть и кого они теперь преследовали таким кровавым образом.
ЭКСПЕДИЦИЯ ПРОТИВ ЕВРЕЕВ (626 Г. Н. Э.)
Мухаммед, по самому характеру своей религии, не мог позволить мечу заржаветь в ножнах до тех пор, пока ислам не достиг господства. Следовательно, он продолжал вести своих последователей в военные походы как против евреев, так и против язычников. Тот факт, что он сам принимал участие во всех боях, был большим стимулом для духа и мужества его войск; не раз его жизнь была в опасности, но высшая сила защищала посланника Бога; меч упал с вражеского лидера, который размахивал им над головой.
После битвы при Оходе большинство нападений было направлено против евреев, которые проявляли все большую враждебность к новой религии. Они нашли покровителя в Абдаллахе бен Обайе, главе хазраджа, который, завидуя растущей власти Мухаммеда среди своих последователей, боролся против пророка. Бени Надир были изгнаны из своих крепких замков после того, как их финиковые пальмы были срублены, вопреки обычаям арабской войны; и они были обязаны своими жизнями исключительно могущественному заступничеству Абдаллаха, но Тем не менее, они были вынуждены покинуть арабскую страну, как Бени Кайнока до них. Но “лицемеры” продолжали действовать против власти Мухаммеда после победоносной кампании против могущественного племени Бени Мусталика; Абдаллах возбудил ссору между “помощниками” и иммигрантами-верующими, которая была урегулирована только благодаря мастерству и быстрому решению пророка. Изречение Корана предостерегало от лицемеров, но и на этот раз Абдалла избежал наказания. Даже злые слухи о добродетели и супружеской верности Айши, которые он и другие распространили примерно в то время, потому что она была оставлена на ночном марше и вошла в лагерь на второй день в компании мужчины, были упущены из виду. Мухаммед, в соответствии с откровением, объявил слухи клеветой, наказал клеветников, которые, подобно поэту Хасану, утверждали ее вину и лелеяли Айшу с новой нежностью; но Абдаллах остался безнаказанным. Мухаммед страшился мести хазраджа.
ОСАДА МЕДИНЫ, ИСТРЕБЛЕНИЕ ЕВРЕЕВ (627-628 Гг. Н. Э.)
[627-628 гг. н. э.]
Вскоре после этого курайшиты и другие арабские племена заключили союз с еврейским Бени Кораизой против мусульман и двинулись на Медину с войском в десять тысяч человек. Мухаммед не рискнул встретиться с превосходящими силами врага в открытом поле, опасаясь, что его постигнет та же участь, что постигла его при Оходе. Он прибегнул к способу защиты, доселе неизвестному в Аравии. Он прочертил траншею вокруг города. С помощью этой защиты он некоторое время сдерживал врага небольшими стычками, пока хитрыми переговорами не удалось посеять недоверие и раскол среди союзников. Следствием этого было то, что арабы, которые, кроме того, были обескуражены зимней погодой и холодными ливнями, отступили после безрезультатной блокады в течение пяти недель, тем самым бросив своих еврейских союзников на произвол мести Мухаммеда. Осажденные в своих крепких замках, Бени Корайза должны были сдаться по собственному усмотрению. После этого, несмотря на заступничество их древних союзников Аус, согласно суровому решению вождя Заида бен Муада, который был избран арбитром, все мужчины племени, числом семь сотен, были казнены на рыночной площади Медины, женщины и дети были уведены в рабство, а их стада, земли и товары были разделены между победителями.
“Бог изгнал хранителей Священных Писаний (евреев) из их сильных мест и вселил страх в их сердца. Одну половину из них он убил, другую взял в плен; он отдал вам их земли, их жилища, их имущество в наследство. Бог всемогущ”.
Этими словами изречение Корана возвестило об этом ужасном событии, самом мрачном поступке в жизни Мухаммеда. Заид умер вскоре после жестокого приговора. Раздраженный постоянным вероломством и враждебным характером евреев, Мухаммед позволил втянуть себя в путь, в котором посланник Бога уступил место страстному арабу, в котором проявился не характер пророка, а месть страстного араба и жестокость восточного деспота, в котором “земная трясина заглушила священное пламя пророчества.” И чтобы окончательно уничтожить власть евреев в Медине и ее окрестностях, Мухаммед в следующем году (628) выступил с четырнадцатью сотнями верующих против их главной крепости Хайбар.
“Мы молимся тебе, о Всемогущий! против благ этих мест и всего, что в них содержится, - воскликнул пророк громким голосом, когда они вошли на территорию своих сильных цитаделей, - и мы умоляем тебя уберечь нас от зла этих мест и их обитателей”.
Молитва Мухаммеда была услышана. Благодаря храбрости мусульман, особенно Али, которому перед битвой пророк отдал свой собственный меч—“Али, человек, который любит Бога и его посланника, человек, который не знает страха и никогда еще не поворачивался спиной к врагу”,—замки были взломаны, их сокровища и товары унесены, жители, когда они избежали меча, стали данниками, так что им пришлось удерживать свои богатые поместья и плантации в качестве наследственных арендаторов и платить половину продукции новым владельцам. Мусульмане были привлечены к этим воинственным предприятиям не меньше жадностью к добыче, чем религиозным фанатизмом. Еврейского вождя Кинану вздернули на дыбу, чтобы заставить его выдать спрятанные сокровища, а когда он остался немым, его обезглавили. Сам Мухаммед не только присвоил пятую долю добычи, но и земельную собственность, и он увеличил число своих жен двумя красивыми еврейскими пленницами, Сафией и Зайнаб. Первая приняла ислам и стала нежной женой пророка, который отпраздновал с ней свадьбу в своем шатре; с другой стороны, вторая, чьи ближайшие родственники погибли в битве, задумала темный акт мести. Она поставила перед Мухаммедом отравленную еду. Это правда, что он ел мало (в результате чудесного предупреждения, как гласит легенда), но все же этого было достаточно, чтобы подорвать его здоровье на всю оставшуюся жизнь. Сообщается, что даже в свой смертный час он сказал, что почувствовал яд Хайбара[32] в своих венах.