Часть 1
Казалось бы, "уж сколько раз твердили миру", что не надо терпеть, если тебе не нравится, но мы всё равно продолжаем есть кактусы, колоться и плакать.
Недавно целых два человека рассказали мне, что они сами или их знакомые терпят преподавателей, которые их в чём-то не устраивают
Хватит это терпеть!
Сначала я хотела написать одну большую статью, но потом решила разбить на две поменьше, чтобы вам было легче и интереснее (надеюсь) читать)
Ну что ж, поехали!
Часть 1: как я была учеником
Как обычно бывает? Мы хотим научиться чему-то новому. Нами движет разное, но всегда хочется результата.
А ведь и процесс обучения не должен стать сплошным мучением и приносить хоть какие-то позитивные эмоции (негатива и так хватает, ну правда). И поэтому нужно найти "своего" педагога. Звучит банально, но реализовать не так-то просто. Хочу рассказать вам свою историю, чтобы вы сделали выводы и не повторяли моих ошибок.
До определённого момента мне как-то везло. И в школе, и вне школы мне в основном попадались хорошие учителя, а уж своего репетитора по английскому я просто обожала. Первый "звоночек" прозвенел, когда в пятом классе я пришла учиться спортивным бальным танцам в местный ДК.
Ничто не предвещало беды: всё было неплохо, и я стала активно общаться с ребятами из группы. Но потом что-то пошло не так...В какой-то момент я стала изгоем. Сейчас я понимаю, что отличалась — меня больше всех высмеивала педагог и больше всех делала замечаний именно мне. Тогда я тоже смутно догадывалась о причине всеобщей "нелюбви", но это мне никак не помогло.
Что может сделать одиннадцатилетний ребёнок против целой группы детей и подростков? А против взрослого, который высмеивает его попытки чему-то научиться? Ничего.
Я мужественно терпела целый учебный год, а потом призналась маме. Больше я не ходила на бальные танцы...до второго курса университета.
Это может вызвать недоумение, но танцевать я не разлюбила. Мне с детства нравилось крутить попой, потому я и не оставила своих упрямых попыток научиться делать это хотя бы так, чтобы самой не бесить себя в зеркале.
И снова я пришла в незнакомый коллектив, подружилась с одногруппниками и поверила в себя. У нас была очень весёлая компания новичков (и даже не совсем новичков). Тогда я получала самое большое удовольствие именно от атмосферы в нашем клубе.
Но и тут меня настигла прежняя беда. Как вы думаете, что же произошло? Да, верно. Мне снова не повезло с педагогом, и у меня снова не получалось... Точнее, я и сама тогда плохо понимала, получается или нет, если не смотрела в зеркало. У меня в голове не было чётких критериев, а в теле — хорошей базы. Впрочем, база — это другая история.
Казалось бы, мне было не в чем упрекнуть нового тренера. Он объяснял, как мог, старался и показывал, чтобы все поняли. Тем не менее, понимали далеко не все и не сразу. Он не мог объяснить, в чём состоит твоя конкретная ошибка, даже на индивидуальном занятии.
Разве это называется "обижать"? Конечно, нет. Но была и ещё пара действительно обидных вещей.
Во-первых, он показывал что-то только с теми девушками, у которых хорошо получалось. У него были 2-3 любимицы. Меня среди них не было. Да, приятного было мало, но мне и в голову не приходилось обижаться на него! Ведь показывать с тем, у кого получается хорошо — логично, правда? Через несколько лет я узнала, что задевало это не только меня.
А ещё он периодически посмеивался надо мной (как и над всеми, когда у них не получалось, только вот я вечно была в числе таковых), и шутки были далеко не всегда добрыми и безобидными. Однажды он отправил меня с тортиком к охраннику, чтобы я его уговорила разрешить нам задержаться подольше. Причём, выбрал именно меня. До сих пор думаю, что он считал меня красивой, но тупой и неспособной.
И вот уже тогда уже надо было понять, что тренер не мой, и его нужно сменить.
Но нет, я упорно доказывала себе, что это со мной что-то не так, плакала, просила девочек из клуба объяснять мне непонятные вещи и цеплялась за тёплую атмосферу — даже тогда, когда через несколько от неё уже ничего не осталось. Собственно, пожалуй, единственным позитивным моментом в том клубе были его члены.
В общем, тренер мне не подходил, клуб медленно, но верно разваливался, я чувствовала себя некомфортно и не видела особого результата. Но! Я до последнего игнорировала свои чувства, эмоции и даже доводы логики.
Однажды я услышала от тренера необычную похвалу: "Знаешь, я в тебя вообще не верил, а теперь ты можешь выстроить такие позиции, которые не каждая танцовщица может". Это был первый и единственный раз года за четыре. Пожалуй, это можно назвать "толчком" к моему уходу.
Уже позже я проанализировала ситуацию и поняла наконец, что тренер мне не подходил с самого начала, что, возможно, преподавание — это вообще не его, у него было много проблем, "оттягивающих" внимание, и те, у кого не получалось, его вообще не интересовали.
Что же мне помешало трезво оценить ситуацию? А вот эти установки:
- Тренер всегда прав.
- Это нормально.
- Так у всех, и никто не жалуется.
- Результата можно ждать очень долго.
- Ты не интересна тренеру, если у тебя не получается.
То есть, мне всё происходящее казалось нормальным и ожидаемым, а во всех промахах я винила исключительно себя.
Едем дальше. Наконец я ушла, предварительно оставшись без партнёра (ему просто надоело меня уговаривать перейти в "нормальный" клуб) и благополучно найдя нового. Я не собиралась бросать обожаемое хобби, поэтому к новому педагогу буквально побежала в поисках своего танцевального счастья.
Новым тренером оказалась женщина. С самого начала я интуитивно заподозрила неладное, но осталась и стала тренироваться с новым партнёром.
Поначалу всё шло очень хорошо. Я стала делать успехи, лучше танцевать. Но чем больше проходило времени, тем быстрее я замечала все "фишки" своей тогдашней наставницы. Танцевала она очень хорошо, но педагогика была явно не её сильной стронной.
Первое время, когда, видимо, меня очень хотели заманить заниматься, мне и дурного слова не говорили. Но позже, через несколько месяцев, когда я уже стала "своей", все "радости" тренерского отношения ко мне не просто вернулись, но и эволюционировали.
Надо мной теперь не просто смеялись, когда не получалось. На меня теперь орали и обзывались, намеренно высмеивали при свидетелях.
Помимо этого, я стала замечать прочие неприятные качества в тренере: она говорила гадости о друзьях и знакомых, обесценивала подарки, "забивала" на пары, как только теряла к ним интерес.
Однажды она свернула шею одноклубнице, как-то уж очень ретиво поправляя ей позицию в танце. Да-да, свернула. И что б вы думали? Она нашла телефон своего остеопата и отправила девушку к нему за её же деньги. И снова я "профукала" момент, когда надо было уйти.
Время шло — я снова сменила партнёра. И он был полностью на моей стороне. При нём тренер становилась буквально "шёлковой" по отношению ко мне — боялась спугнуть, видимо) Но зато в его отсутствие продолжала вести себя со мной гадко.
Апофеозом были две ситуации. Сначала она предложила моей подруге (которую я, кстати, тоже привела к ней) и моему новому тогдашнему партнёру подготовить совместный номер и станцевать. Я была очень расстроена и подавлена, но считала всё ещё, что тренер знает лучше. Да и что греха таить — партнёр был сильнее меня изначально, да и подруга танцевала очень хорошо, в отличие от меня.
Это было больно и обидно, но — логично. Благо, и с партнёром, и подругой повезло — они наотрез отказались.
И вот наступил тот самый момент, когда я поняла, что дальше так нельзя. Один раз мы с той самой подругой и тем самым партнёром остались вместе после нашей индивидуалки и её самоподготовки. Всё шло, как обычно, но тут тренер зачем-то позвала моего партнёра в раздевалку поговорить наедине. Это уже само по себе выглядело как-то странно.
Но самое интересное меня ждало уже после того, как я выпытала суть разговора у своей танцевальной половинки. Оказалось, что тренер спросила, зачем вообще он со мной танцует, ведь я же "талантливая, но ленивая". И зачем я ему такая? Вот если бы он немного похудел, она бы подумала и сама с ним встала в пару. Занавес.
Я до сих пор не понимаю и могу только гадать, какова была цель беседы и какая махинация прокручивалась у моего тренера в голове. Но, самое главное, до меня наконец дошло, что надо не просто уходить, а бежать! Что мы и сделали за компанию с партнёром.
С тех прошло очень много лет, но в тот момент я наконец сделала абсолютно правильные выводы, что мне и позволило найти в итоге "моего" тренера.
Вот, что я вынесла для себя из своих танцевальных приключений:
- Бывает "не твой" педагог/тренер/репетитор/наставник. И это нормально.
Что с этим делать? Ничего, просто принять этот факт и искать "своего".
- Нужно доверять своей интуиции.
Если кажется, что что-то не так, нужно прислушаться к внутреннему голосу. Это звучит избито, но мы часто умеем слушать только свой мозг.
- Ваше мнение решающее. Только ваше.
Запомните: только ВАШЕ мнение действительно имеет значение. Даже если все вокруг твердят "это нормально", но вам нормальнее так и не стало — решайтесь на смену преподавателя. В конце концов, заниматься-то вам.
- "Нет" негативу.
Любой негатив на занятии — не просто не помощник, а враг номер один. Старайтесь оставить все плохие эмоции вне занятия (хотя бы на то время, что оно длится). Так же должен поступать и преподаватель. Если же он сам по себе вызывает у вас негатив (именно личность преподавателя, а не то чему вы учитесь) — меняйте его.
- Хороший преподаватель — необязательно подходящий.
Отдельно взятый педагог в вакууме может иметь сколько угодно регалий и 100500 хороших отзывов. Но всё это не означает, что он автоматически вам подходит. Причины могут быть разные, и их может быть несколько. Например, репетитор ведёт занятие очень динамично, а вы предпочитаете более спокойный ритм. Просто знайте, что подобные несовпадения — норма, кто бы что ни говорил.
Но, как оказалось, быть готовым к поиску подходящего педагога и вовремя его сменить — это ещё не всё. Иногда понять, что преподаватель не подходит — тот ещё квест. Вот какие важные пункты для себя выделила я, исходя из своего опыта.
Педагог вам не подходит, если:
- На занятиях вы испытываете негатив или дискомфорт. Ощущения могут быть разные — стыд, страх, неловкость. Поначалу, конечно, это может быть почти у каждого при контакте с новыми людьми — необязательно с преподавателями. Но если через 2-3 занятия такое состояние не прошло, то это повод, по крайней мере, поговорить со своим репетитором. Возможно, вам и не придётся расставаться, и вы легко наладите контакт через адекватное обсуждение проблемы.
- Вам не нравится поведение преподавателя. Проявления опять-таки могут быть любыми, и всё зависит от личных границ ученика. Для кого-то нормально, если на него кричат и постоянно контролируют (хотя это всё равно ненормально), а вот одну мою несостоявшуюся ученицу обидело и напугало то, что я говорила, что упражнения простые и не нужно переживать, если не получается сразу (и такое бывает, да).
- Вы не получаете нужного результата. Ситуация может быть разной: вы можете получать не совсем тот результат, которого ожидали или вообще не получать никакого результата. Конечно, причина может быть не только в преподавателе. Вы могли не поставить цель, не обсудить её с педагогом, недостаточно работать или банально прошло слишком мало времени. Однако, если по прошествии месяца вы не видите результата, стоит подумать над причинами и для начала обсудить с педагогом свои сомнения.
- Вы не можете найти общий язык. Иногда так бывает, что вроде бы нет напряжённости на уроках, нет конфликта, нет агрессии и негатива, а всё равно что-то не то. Это похоже на ощущение, что вы говорите на разных языках и не понимаете друг друга. Например, педагог ни в чём не идёт вам навстречу, игнорирует ваши просьбы и вопросы и блокирует любую инициативу (например, ввести больше устной практики или сменить учебник). И это тоже повод задуматься о смене преподавателя, пусть и не такой явный, как предыдущие.
- Педагог транслирует вам свои негативные эмоции. Например, ваш репетитор каждое занятие рассказывает про свою тяжёлую жизнь (даже если на английском, приятного мало). Конечно, если у вас такой обмен информацией двусторонний, и вас всё устраивает — пожалуйста. Но если нет, не игнорируйте своё эмоциональное состояние.
Сколько времени нужно, чтобы понять, что преподаватель не подходит?
Обычно первые признаки проявляются уже с первых занятий, но рубить с плеча тоже не стоит.
Сначала нужно поговорить с педагогом и обсудить возникшую ситуацию. Если вы видите, что примерно в течение месяца ничего не понялось, то, увы, вам нужно попрощаться.
Расскажите о своём опыте поиска преподавателя мечты в комментариях)
Какие у вас были сложные или просто интересные, а может смешные случаи? Как справлялись с трудностями?
#обучение #психология