Найти тему
LingvorkritiK

Не твои ученики и не твои педагоги. Понять, простить и отпустить.

Оглавление

Часть 1

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Казалось бы, "уж сколько раз твердили миру", что не надо терпеть, если тебе не нравится, но мы всё равно продолжаем есть кактусы, колоться и плакать.

Недавно целых два человека рассказали мне, что они сами или их знакомые терпят преподавателей, которые их в чём-то не устраивают

Хватит это терпеть!

Сначала я хотела написать одну большую статью, но потом решила разбить на две поменьше, чтобы вам было легче и интереснее (надеюсь) читать)

Ну что ж, поехали!

Часть 1: как я была учеником

Как обычно бывает? Мы хотим научиться чему-то новому. Нами движет разное, но всегда хочется результата.

А ведь и процесс обучения не должен стать сплошным мучением и приносить хоть какие-то позитивные эмоции (негатива и так хватает, ну правда). И поэтому нужно найти "своего" педагога. Звучит банально, но реализовать не так-то просто. Хочу рассказать вам свою историю, чтобы вы сделали выводы и не повторяли моих ошибок.

До определённого момента мне как-то везло. И в школе, и вне школы мне в основном попадались хорошие учителя, а уж своего репетитора по английскому я просто обожала. Первый "звоночек" прозвенел, когда в пятом классе я пришла учиться спортивным бальным танцам в местный ДК.

Ничто не предвещало беды: всё было неплохо, и я стала активно общаться с ребятами из группы. Но потом что-то пошло не так...В какой-то момент я стала изгоем. Сейчас я понимаю, что отличалась — меня больше всех высмеивала педагог и больше всех делала замечаний именно мне. Тогда я тоже смутно догадывалась о причине всеобщей "нелюбви", но это мне никак не помогло.

Что может сделать одиннадцатилетний ребёнок против целой группы детей и подростков? А против взрослого, который высмеивает его попытки чему-то научиться? Ничего.

Я мужественно терпела целый учебный год, а потом призналась маме. Больше я не ходила на бальные танцы...до второго курса университета.

Это может вызвать недоумение, но танцевать я не разлюбила. Мне с детства нравилось крутить попой, потому я и не оставила своих упрямых попыток научиться делать это хотя бы так, чтобы самой не бесить себя в зеркале.

И снова я пришла в незнакомый коллектив, подружилась с одногруппниками и поверила в себя. У нас была очень весёлая компания новичков (и даже не совсем новичков). Тогда я получала самое большое удовольствие именно от атмосферы в нашем клубе.

Но и тут меня настигла прежняя беда. Как вы думаете, что же произошло? Да, верно. Мне снова не повезло с педагогом, и у меня снова не получалось... Точнее, я и сама тогда плохо понимала, получается или нет, если не смотрела в зеркало. У меня в голове не было чётких критериев, а в теле — хорошей базы. Впрочем, база — это другая история.

Казалось бы, мне было не в чем упрекнуть нового тренера. Он объяснял, как мог, старался и показывал, чтобы все поняли. Тем не менее, понимали далеко не все и не сразу. Он не мог объяснить, в чём состоит твоя конкретная ошибка, даже на индивидуальном занятии.

Разве это называется "обижать"? Конечно, нет. Но была и ещё пара действительно обидных вещей.

Во-первых, он показывал что-то только с теми девушками, у которых хорошо получалось. У него были 2-3 любимицы. Меня среди них не было. Да, приятного было мало, но мне и в голову не приходилось обижаться на него! Ведь показывать с тем, у кого получается хорошо — логично, правда? Через несколько лет я узнала, что задевало это не только меня.

А ещё он периодически посмеивался надо мной (как и над всеми, когда у них не получалось, только вот я вечно была в числе таковых), и шутки были далеко не всегда добрыми и безобидными. Однажды он отправил меня с тортиком к охраннику, чтобы я его уговорила разрешить нам задержаться подольше. Причём, выбрал именно меня. До сих пор думаю, что он считал меня красивой, но тупой и неспособной.

И вот уже тогда уже надо было понять, что тренер не мой, и его нужно сменить.

Но нет, я упорно доказывала себе, что это со мной что-то не так, плакала, просила девочек из клуба объяснять мне непонятные вещи и цеплялась за тёплую атмосферу — даже тогда, когда через несколько от неё уже ничего не осталось. Собственно, пожалуй, единственным позитивным моментом в том клубе были его члены.

В общем, тренер мне не подходил, клуб медленно, но верно разваливался, я чувствовала себя некомфортно и не видела особого результата. Но! Я до последнего игнорировала свои чувства, эмоции и даже доводы логики.

Однажды я услышала от тренера необычную похвалу: "Знаешь, я в тебя вообще не верил, а теперь ты можешь выстроить такие позиции, которые не каждая танцовщица может". Это был первый и единственный раз года за четыре. Пожалуй, это можно назвать "толчком" к моему уходу.

Уже позже я проанализировала ситуацию и поняла наконец, что тренер мне не подходил с самого начала, что, возможно, преподавание — это вообще не его, у него было много проблем, "оттягивающих" внимание, и те, у кого не получалось, его вообще не интересовали.

Что же мне помешало трезво оценить ситуацию? А вот эти установки:

  • Тренер всегда прав.
  • Это нормально.
  • Так у всех, и никто не жалуется.
  • Результата можно ждать очень долго.
  • Ты не интересна тренеру, если у тебя не получается.

То есть, мне всё происходящее казалось нормальным и ожидаемым, а во всех промахах я винила исключительно себя.

Едем дальше. Наконец я ушла, предварительно оставшись без партнёра (ему просто надоело меня уговаривать перейти в "нормальный" клуб) и благополучно найдя нового. Я не собиралась бросать обожаемое хобби, поэтому к новому педагогу буквально побежала в поисках своего танцевального счастья.

Новым тренером оказалась женщина. С самого начала я интуитивно заподозрила неладное, но осталась и стала тренироваться с новым партнёром.

Поначалу всё шло очень хорошо. Я стала делать успехи, лучше танцевать. Но чем больше проходило времени, тем быстрее я замечала все "фишки" своей тогдашней наставницы. Танцевала она очень хорошо, но педагогика была явно не её сильной стронной.

Первое время, когда, видимо, меня очень хотели заманить заниматься, мне и дурного слова не говорили. Но позже, через несколько месяцев, когда я уже стала "своей", все "радости" тренерского отношения ко мне не просто вернулись, но и эволюционировали.

Надо мной теперь не просто смеялись, когда не получалось. На меня теперь орали и обзывались, намеренно высмеивали при свидетелях.

Помимо этого, я стала замечать прочие неприятные качества в тренере: она говорила гадости о друзьях и знакомых, обесценивала подарки, "забивала" на пары, как только теряла к ним интерес.

Однажды она свернула шею одноклубнице, как-то уж очень ретиво поправляя ей позицию в танце. Да-да, свернула. И что б вы думали? Она нашла телефон своего остеопата и отправила девушку к нему за её же деньги. И снова я "профукала" момент, когда надо было уйти.

Время шло — я снова сменила партнёра. И он был полностью на моей стороне. При нём тренер становилась буквально "шёлковой" по отношению ко мне — боялась спугнуть, видимо) Но зато в его отсутствие продолжала вести себя со мной гадко.

Апофеозом были две ситуации. Сначала она предложила моей подруге (которую я, кстати, тоже привела к ней) и моему новому тогдашнему партнёру подготовить совместный номер и станцевать. Я была очень расстроена и подавлена, но считала всё ещё, что тренер знает лучше. Да и что греха таить — партнёр был сильнее меня изначально, да и подруга танцевала очень хорошо, в отличие от меня.

Это было больно и обидно, но — логично. Благо, и с партнёром, и подругой повезло — они наотрез отказались.

И вот наступил тот самый момент, когда я поняла, что дальше так нельзя. Один раз мы с той самой подругой и тем самым партнёром остались вместе после нашей индивидуалки и её самоподготовки. Всё шло, как обычно, но тут тренер зачем-то позвала моего партнёра в раздевалку поговорить наедине. Это уже само по себе выглядело как-то странно.

Но самое интересное меня ждало уже после того, как я выпытала суть разговора у своей танцевальной половинки. Оказалось, что тренер спросила, зачем вообще он со мной танцует, ведь я же "талантливая, но ленивая". И зачем я ему такая? Вот если бы он немного похудел, она бы подумала и сама с ним встала в пару. Занавес.

Я до сих пор не понимаю и могу только гадать, какова была цель беседы и какая махинация прокручивалась у моего тренера в голове. Но, самое главное, до меня наконец дошло, что надо не просто уходить, а бежать! Что мы и сделали за компанию с партнёром.

С тех прошло очень много лет, но в тот момент я наконец сделала абсолютно правильные выводы, что мне и позволило найти в итоге "моего" тренера.

Вот, что я вынесла для себя из своих танцевальных приключений:

  • Бывает "не твой" педагог/тренер/репетитор/наставник. И это нормально.

Что с этим делать? Ничего, просто принять этот факт и искать "своего".

  • Нужно доверять своей интуиции.

Если кажется, что что-то не так, нужно прислушаться к внутреннему голосу. Это звучит избито, но мы часто умеем слушать только свой мозг.

  • Ваше мнение решающее. Только ваше.

Запомните: только ВАШЕ мнение действительно имеет значение. Даже если все вокруг твердят "это нормально", но вам нормальнее так и не стало — решайтесь на смену преподавателя. В конце концов, заниматься-то вам.

  • "Нет" негативу.

Любой негатив на занятии — не просто не помощник, а враг номер один. Старайтесь оставить все плохие эмоции вне занятия (хотя бы на то время, что оно длится). Так же должен поступать и преподаватель. Если же он сам по себе вызывает у вас негатив (именно личность преподавателя, а не то чему вы учитесь) — меняйте его.

  • Хороший преподаватель — необязательно подходящий.

Отдельно взятый педагог в вакууме может иметь сколько угодно регалий и 100500 хороших отзывов. Но всё это не означает, что он автоматически вам подходит. Причины могут быть разные, и их может быть несколько. Например, репетитор ведёт занятие очень динамично, а вы предпочитаете более спокойный ритм. Просто знайте, что подобные несовпадения — норма, кто бы что ни говорил.

Но, как оказалось, быть готовым к поиску подходящего педагога и вовремя его сменить — это ещё не всё. Иногда понять, что преподаватель не подходит — тот ещё квест. Вот какие важные пункты для себя выделила я, исходя из своего опыта.

Педагог вам не подходит, если:

  • На занятиях вы испытываете негатив или дискомфорт. Ощущения могут быть разные — стыд, страх, неловкость. Поначалу, конечно, это может быть почти у каждого при контакте с новыми людьми — необязательно с преподавателями. Но если через 2-3 занятия такое состояние не прошло, то это повод, по крайней мере, поговорить со своим репетитором. Возможно, вам и не придётся расставаться, и вы легко наладите контакт через адекватное обсуждение проблемы.
  • Вам не нравится поведение преподавателя. Проявления опять-таки могут быть любыми, и всё зависит от личных границ ученика. Для кого-то нормально, если на него кричат и постоянно контролируют (хотя это всё равно ненормально), а вот одну мою несостоявшуюся ученицу обидело и напугало то, что я говорила, что упражнения простые и не нужно переживать, если не получается сразу (и такое бывает, да).
  • Вы не получаете нужного результата. Ситуация может быть разной: вы можете получать не совсем тот результат, которого ожидали или вообще не получать никакого результата. Конечно, причина может быть не только в преподавателе. Вы могли не поставить цель, не обсудить её с педагогом, недостаточно работать или банально прошло слишком мало времени. Однако, если по прошествии месяца вы не видите результата, стоит подумать над причинами и для начала обсудить с педагогом свои сомнения.
  • Вы не можете найти общий язык. Иногда так бывает, что вроде бы нет напряжённости на уроках, нет конфликта, нет агрессии и негатива, а всё равно что-то не то. Это похоже на ощущение, что вы говорите на разных языках и не понимаете друг друга. Например, педагог ни в чём не идёт вам навстречу, игнорирует ваши просьбы и вопросы и блокирует любую инициативу (например, ввести больше устной практики или сменить учебник). И это тоже повод задуматься о смене преподавателя, пусть и не такой явный, как предыдущие.
  • Педагог транслирует вам свои негативные эмоции. Например, ваш репетитор каждое занятие рассказывает про свою тяжёлую жизнь (даже если на английском, приятного мало). Конечно, если у вас такой обмен информацией двусторонний, и вас всё устраивает — пожалуйста. Но если нет, не игнорируйте своё эмоциональное состояние.

Сколько времени нужно, чтобы понять, что преподаватель не подходит?
Обычно первые признаки проявляются уже с первых занятий, но рубить с плеча тоже не стоит.

Сначала нужно поговорить с педагогом и обсудить возникшую ситуацию. Если вы видите, что примерно в течение месяца ничего не понялось, то, увы, вам нужно попрощаться.

Расскажите о своём опыте поиска преподавателя мечты в комментариях)
Какие у вас были сложные или просто интересные, а может смешные случаи? Как справлялись с трудностями?

#обучение #психология