Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

Контрасты в картине Малевича «Скачет красная конница»

Оглавление

Многие художники запомнились зрителю одной работой.

И мне хочется разорвать связь между именем Казимира Малевича и его супрематическими квадратами, поскольку она приводит к необъективности оценки наследия этого художника.

Рассмотрим сегодня картину «Скачет красная конница». Долгое время она была единственной из абстрактных работ Малевича, признаваемая официальной историей советского искусства. По понятным причинам.

Интересный факт: Малевич поставил на обратной стороне дату 1918 года, хотя на самом деле она была написана позже — в 1928—1932 годах. Могу предположить, что художник таким образом пытался выразить власти свою лояльность.
К. Малевич, Скачет красная конница, 1928—1932. Холст, масло. 91 × 140 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
К. Малевич, Скачет красная конница, 1928—1932. Холст, масло. 91 × 140 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Обратная сторона картины. Тут написано: «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы»
Обратная сторона картины. Тут написано: «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы»

Впрочем, приступим к разбору контрастов. Их семь по классификации знаменитого теоретика искусства Йоханнеса Иттена.

Цветовой контраст

Цветовым контрастом называется любое соседство по-разному окрашенных пятен. Пейзаж «Конницы» мог выглядеть набором холодных пятен, если бы не красные полосы, которые довольно неожиданно проходят вдоль поля.

Температурный контраст

Все оттенки радуги делятся на тёплые и холодные. От красного до жёлтого они считаются тёплыми, а начиная с зелёного до фиолетового — холодными. Малевич чередует тёплые и холодные участки, заставляя нас рассматривать практически беспредметное полотно.

Контраст дополнительных цветов

Теоретик искусства Иттен выявил три основные пары дополнительных цветов — это красный и зелёный, оранжевый и синий, жёлтый и фиолетовый. Положенные рядом эти цвета дают максимальное напряжение. Казимир Малевич использует пару красный-зелёный, однако он не сталкивает их, а проводит между ними линии тёплых оттенков и одну синюю линию. Так он добивается воздушной перспективы, ослабляет напряжение простыми средствами.

Контраст по насыщенности

Эта характеристика — отличие цвета от серого. Наименее насыщенное пятно картины — это нижняя часть неба. На её фоне яркие всадники выглядят ещё ярче.

Контраст по светлоте

Очень интересным приёмом художник вытягивает передний план. Он берёт светлую полосу и ограничивает её тёмными. Мало того, в центре он проводит красную линию. Всё это даёт эффект приближения.

Контраст по размеру цветового пятна

Больших пятен в этом пейзаже два: пятно неба и пятно земли. Но действие раскрыто в маленьких пятнах всадников, поэтому они выделены ярким цветом, реалистичной формой и поддержаны множеством тёплых линий.

Контраст, которого нет

Его называют симультанным. Суть в том, что глаз хочет видеть дополнительный оттенок рядом с пятном яркого цвета. Поэтому красная конница под синим небом становится немного оранжевой — этого требует сетчатка наших глаз.

Итак, живопись построена на изменении цвета вслед за изменением формы. А разница между цветовыми пятнами называется контрастом. Так на двухмерной плоскости рождается иллюзия глубины, и эту иллюзию Малевич выстраивает с помощью простейших форм — полос цвета — ярких и сдержанных, тёмных и светлых, холодных и тёплых, широких и узких.

А вы чем хотели бы дополнить мой разбор? Какое ещё выразительное средство заметили?

Все статьи этой рубрики можно посмотреть по тегу #контрасты_кс — жмите на него.

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.

Что будет с муралами Санкт-Петербурга? Три истории с разными финалами