Найти тему
Наталья Баева

Дар свыше?

В отличие от науки, от техники, в искусстве, как будто, никакого прогресса нет. Есть изменение технологий, разная степень таланта творцов, разные художественные школы и модные веяния. Но прогресс?

Посмотрим на самый первый велосипед, или даже на самый первый мобильник - снисходительно улыбнёмся и погордимся достижениями человечества.

А если составим портретную галерею — от времён возникновения портрета до наших дней... ну хотя бы несколько портретов, разделённых веками и тысячелетиями:

-2
-3
-4

Легко убедиться — судить о качестве изображений можно только субъективно. Что-то понравится больше, что-то меньше. Но объективно — невозможно, никак нельзя сказать, что искусство развивается от простого к сложному.

Напротив, глядя на некоторые образцы двадцатого века, заподозрим регресс!

Что касается прикладного творчества — стол и стул, например, существуют в неизменном виде со времён Древнего Египта. Лучше не придумать.

-5

А архитектура? Совершенство Парфенона — главного храма Афинского Акрополя — не превзойдено никогда и никем, хотя ему уже 25 веков.

-6

Литература? Человек, его психика, его духовный мир, страсти и желания — всё это меняется так медленно, что мы и сегодня вполне в состоянии понимать героев Эллады — Геракла, Орфея или Икара — и восхищаться ими. А ведь это ещё «дописьменная», устная литература, та небольшая её часть, которую записали потомки, спасая от забвения.

-7

Создаётся впечатление, что искусство дано человеку «готовым», однажды и навсегда. Но когда это произошло?

В 1876 году археолог Марселино Санс де Саутуола вместе со своей восьмилетней дочкой забрался в неизвестную пещеру. Мария бесстрашно пошла вперёд по бесконечным подземным коридорам, высоко подняв фонарь. И вдруг закричала:

— Быки! Здесь быки!

-8

Стены и потолок пещеры были расписаны изображениями животных. Тех, что жили на территории Испании несколько тысячелетий назад. Бизоны, олени, дикие лошади, зубры, мамонты… Картинная галерея каменного века!

Учёный мир воспринял новость как нелепую мистификацию. Поверить, что дикари, одетые в шкуры, могли рисовать не хуже современных выпускников художественных академий?!

Но последующие годы принесли новые открытия. Сегодня известны десятки расписанных пещер.

-9

И сотни статуэток, образцов первобытной керамики и украшений. Самой древней находке — флейте, сделанной из кости, около 40 тысяч лет. Под сводами пещеры звучала музыка!

Но ведь сорок тысяч лет назад сформировался сам биологический вид Homo sapiens — Человек разумный… Значит, искусство — ровесник человечества. Старше только труд, а даже земледелие — моложе.

И не было искусство даром свыше — древнейшие его образцы далеко не совершенны. Но совершенство было достигнуто уже в глубокой древности.

Возникает вопрос — а зачем это было нужно людям, у которых не могло быть свободного времени для развлечений, для «пустяков»? Значит, это было для них очень важно.

За много тысяч лет до возникновения письменности искусство стало первым способом осмысления действительности, передачи опыта, началом духовной жизни. И с тех седых времён назначение искусства осталось неизменным — передача эмоций, способ сообщить не только современникам, но и потомкам о том, что тебя волнует, радует, возмущает, восхищает. Закрепление в художественных образах так, чтобы поняли даже те, кто не знает твоего языка,

Чтобы заметили красоту там, где до сих пор не замечали, и испытали те же чувства, что и творец.

И научились внимательнее всматриваться в жизнь сами. Искусство — язык общения универсальный, понятный во все времена и для всех народов.

-10

И воспитание души — так, чтобы она была способна этот язык воспринимать, — не менее, а может, и более важно, чем воспитание ума.