Как часто мы стараемся быть удобными для окружающих в ущерб себе и не хотим в этом признаться? Как часто ругаем себя за то, что не можем отказать в просьбе, а вечерами грызем себя за неуверенность? Так как проявляется неосознанное желание быть удобным: не выглядеть невежей при отказе, не ранить чувства партнёра. Помочь ничего не прося за услугу. О себе мы вспоминаем, когда нас обижают, игнорируют, выписывают меньшую премию. Но такие люди делают это в одиночестве, чтобы не показать своих эмоций.
В одиночестве удобный человек критикует себя куда больше, чем все, кому он мог бы отказать, вместе взятые. В основе социальной тревоги лежит древний эволюционный механизм. Эта реакция передаётся из поколения в поколение, потому что раньше излишне конфликтного члена общества соплеменники могли и со скалы сбросить. В свое время умение мирно сосуществовать в племени обеспечивало эволюционное преимущество нашим предкам. Но биологическая эволюция идёт куда медленнее технологической, по этому на многие ситуации мы продолжаем реагировать, как пещерные люди. Ситуация усугубляется в раннем детстве, когда родители учат ребёнка быть удобным. Воспитание многих проходило под девизом "детей должно быть видно, но не слышно". Таким образом мы учимся парадоксальному способу заслужить любовь. Меня любят только тогда, когда меня как бы нет.
- В дальнейшем ребёнок учится стыдиться эмоциональных проявлений, считая их слабостями.
- Так ребенку прививают понимание того, что не стоит капризничать, а быть удобным другому и есть путь к успеху.
- Таким путем личность привыкает к формам поведения, когда нельзя выражать эмоции. Таким образом, быть хорошим для всех, не отказывать в просьбах, уступать, терпеть начинает быть ценностью жизни человека.
В дальнейшем это приводит к чувству пустоты, разочарования и одиночества.
Выйти из этого прочного круга возможно с помощью осознания иллюзорности такого парадоксального способа получения любви. Раскрытие себя, повышение самооценки, развитие рефлексии позволит направить личность в сторону самореализации. Самой трудной частью станет практика отказа. Сначала психика будет противиться новой привычке отстаивать свои интересы, но когда мы человек привыкнет, что окружающие, как правило, равнодушно воспринимают большинство отказов, закрепится новая модель поведения.
Спасибо за прочтение