Я не буду даже начинать бесполезную дискуссию на тему: можно ли такое снимать; можно ли режиссеру так откровенно показывать свою позицию, если она настолько спорная; а что будет если зрители насмотрятся этого фильма и возьмут пример; а вот справедливость, а вот закон и т.п. Все, кто хотел, эти темы давно обсудили.
Это один из моих любимых фильмов. Тот редкий случай, когда хорошая, но не особо примечательная повесть стала фильмом, который и через 20 лет можно смотреть.
Повесть Виктора Пронина называлась “Женщина по средам”, а уже после фильма ее переиздали под названием “Ворошиловский стрелок”.
Различия в фильме и повести
В книге Катя – секретарь в какой-то фирме. А в кино она студентка музыкального училища, дирижерского факультета (от чего Борис придумывает очень пошлую шутку про палочку). Анна Синякина, исполнительница главной роли – актриса музыкального театра, и еще это будет обыграно в финале, об этом чуть позже.
Иван Федорович в книге почти никак не описан, отмечено только, что он красивый старик (хотя какой старик? Ему всего за 60, не такой уж старый) и у него пронзительный взгляд. Он очень молчалив, говорит мало, только по делу. А когда надо – вообще не говорит. Как при обыске, например, когда из-за тягостного молчания приходится говорить полковнику и тем самым его позиция становится слабее.
Ульянов в кино это попадание не на 100, а на 250 %.
А вот описание Кошаева, которого сыграл Сергей Гармаш. “Капитан, у которого от постоянной готовности действовать, кажется, навсегда установилось какое-то стремительное выражение лица”.
Мамы-челночницы в повести нет, про родителей там почти ничего не говорится. Специально для кино придумали маму, которая оказывается предательницей – хочет взять денег у полковника, хотя Катя и дед уже отказались это делать.
Очень короткий эпизод, небольшая роль Ирины Розановой, но в этих двух минутах можно прочитать всю ее корявую жизнь: множество “мерзавцев, начиная от папашки” Кати, тяжелая скотская работа. Отсюда и душевное очерствение, которого даже близко нет у ее отца, прошедшего войну.
Взрыв машины Бориса в кино и сумасшествие Вадима – точно по книге. А с Игорем (Башаров) в книге иначе: дед стреляет разрывной пулей ему в колено, от чего ногу отрывает. Ногу выносят отдельно, когда приезжает “Скорая”. И пришить ее нельзя, колена не осталось.
В книге идея самосуда и мести еще больше подчекнута, после каждого возмездия дед видит, что Кате становится легче.
Про финал
Актер Пороховщиков, который сыграл полковника Пашутина, хотел, чтобы его персонаж погиб.
Он сам, как и Говорухин и Ульянов, был на стороне “добра с оружием”, а не закона. И считал, что если полковник выживает (получает ранение, но не тяжелое), то это несправедливо, он же отмазал злодеев.
Но создателей фильма консультировали специалисты из МВД. И они на такой финал наложили запрет. Я уж не знаю, насколько МВД имеет власть над киношниками и обязаны ли их слушать. В общем, и в книге, и в кино полковник в финале жив.
Книга обрывается на этом.
А в финале фильма Иван Федорович, переживший обыск, а потом разговор с участковым (который негласно конфисковал и припрятал его оружие), идет домой. Во дворе уже все знают, что “это Федорыч сделал”, любителей рассуждать о законе не нашлось, и ему жмут руку.
Он выпивает рюмку, и вдруг слышит из кухни, как Катя играет на гитаре. И поет “Одинокая бродит гармонь”. Иван Федорович тихонько подходит почти к самой двери комнаты, слушает из коридора, улыбается, потом начинает плакать.
С 1:29:40, посмотрите этот момент. Я мало над какими фильмами плачу, но это не могу смотреть спокойно.
https://www.youtube.com/watch?v=HmZ-zcqr5MA
Чудесная чистая юная девочка с длинной русой косой, с высоким звонким голосом.
Вы знали, что выбор на главную героиню был между Анной Синякиной и Юлей Началовой? Причем выбрал актрису сам Ульянов.
Специально взяла фото Началовой подросткового возраста. Мне нечего сказать.
Почитать еще:
Разбираю подробно "Маленькую Веру" и персонажей
Чудеса и загадки женской жизни в литературе
Анализирую советы Верочки из "Служебного романа"