С детства мы знаем потрясающую стратегию: если мы не желаем с чем-то встречаться, мы можем спрятать это или спрятаться сами. Дети дефицитарного мира, мы стараемся понадежнее скрыть свои скелеты, тени и недостатки; сделать вид, что у нас их нет и не было. И тогда нас некуда будет уязвлять. Это некая иллюзия безопасности, эдакий взгляд из окопа. Еще лучше воздвигнуть нерушимую крепостную стену.
А между тем мир намного больше и разнообразнее, чем тот туннель в нашей голове, который мы сконструировали из доставшегося нам ментального скарба. Мир возможностей существовал всегда, но в большинстве своем мы не верили в его существование. Нам искренне казалось, что как-то неправильно искренне любить и ценить человека с недостатками. Что недостатки немедленно подлежат исправлению.
Взрослый, осознанный человек вполне может уважать неидеального другого взрослого. Что может произойти, если тебя увидят в боли, в неудаче? В дефицитарном мире, где каждый скрывает свои недостатки, скажут, что сама дура, сама виновата, мало фигачила или глупа. Пошла вон, среди нас, белых, пушистых и работящих, тебе не место. В мире возможностей тебя примут и поблагодарят за честность и искренность, за позволение всем вокруг быть неидеальными, а обычными, живыми, разноплановыми.
Для тех, кто в сотрудничестве опирается на твои достоинства и компетенции, недостатки не играют ключевой роли. Это просто особенности. Не мешают сотрудничеству – и отлично. Мешают? Давай договоримся на берегу, как с этим будем разбираться.
Идеальных не бывает. Мы не идеальны, но мы и не безнадежны.
Только живой, реальный человек может позволить рядом расти живым и неидеальным.
И вместе с тем быть весьма себе ценным. Чтобы быть самоценной и ценной для других, необязательно быть идеальной.
Когда ты перефокусируешься с недостатков на достоинства, ты дашь шанс окружающим сделать то же самое. Давай отыщем свои отвергнутые части, как потерянных детей, обнимем их крепко и прижмем к себе. Поблагодарим себя и их за то, что мы наконец вместе.