С детства мне было интересно, почему в нашем районе на юго-западе Москвы так много голубятен: буквально в 2-3 минутах ходьбы от моего дома их и сейчас штук 5. Все же решил прояснить этот вопрос и узнал много нового для себя. Оказывается, в России и бывшем СССР голубятни строились и использовались для совсем иных задач, чем в Европе и других странах. Да и форма их сильно отличается от той, что в своих дворах привыкли видеть мы.
Голуби в Древнем мире – источник деликатесов и удобрений
Как и многие другие культурные традиции, разведение голубей и создание голубятен пришло с Ближнего Востока. Птицы там использовались для получения органического удобрения для земледельцев, а также шли на мясные блюда. Археологи обнаружили на глиняных табличках из Месопотамии рецепты таких блюд. Аккадская табличка с подобным рецептом была создана еще около 1700 года до н. э.
Старейшими известными голубятнями являются похожие на крепости приюты для птиц в Верхнем Египте и купольные сооружения в Иране. Там голубиный помет применялся для обработки кож и для изготовления пороха. В 2020 году в Саудовской Аравии были найдены 14 древних башен-голубятен, которые также считаются одними из старейших на Ближнем Востоке. В XVII веке один европейский путешественник насчитал в районе Исфахана в Персии (современный Иран) около 3 000 голубятен. Сейчас известно около 300 исторических голубятен в Исфахане и вокруг, причем 65 из них занесены в список национального достояния страны. Крупнейшие могли вмещать до 14 000 птиц, чей помет шел на удобрения для местных огородов.
Также в Иране голубей разводили на мясо, как и в Древней Индии, Древнем Египте (в современном Египте их также едят) и в Северной Африке. У древних евреев мясо молодого голубя – сквоба считалось кошерной пищей (в современном Израиле – нет). В Европу данная традиция попала вместе с этрусками, которые переселились на территорию Италии по морю из Анатолии (современная Турция). Тосканская и умбрийская кухни многие века сохраняли рецепты блюд на основе голубиного мяса. Само слово «сквоб» - скандинавского происхождения (швед. skvabb - «жирный, тучный»), то есть голубей ели и в Скандинавии.
Римские голуби по всей Европе
Римляне, перенявшие многие традиции у этрусков, также освоили рецепты блюд из голубей и разнесли их вместе со своими завоеваниями в страны вроде Галлии (современная Франция) и Испании. Древнеримский врач Целий Аврелиан считал мясо сквоба лекарством от головной боли. А такие античные авторы, как Плиний Старший, описывали принципы разведения сквобов и постройки голубятен.
В регионе Тьерра-де-Кампос на северо-западе Испании голубиное мясо является важным элементом питания с римской эпохи. Рекомендации по разведению голубей на мясо появились в Испании не позже 60 года н. э. Широко известна и испанская голубятня Паломар де ла Уэрта Нобле в муниципалитете Исла Кристина (провинция Уэльва), построенная в XVIII веке и вмещавшая до 36 000 птиц.
Руины римской голубятни были найдены на Британских островах в местечке Каервент. Однако «голубиная традиция» получила распространение в Англии, а затем в Шотландии только после их завоевания в XI веке нормандскими рыцарями (офранцузившимися потомками норманнов-викингов с севера Франции). Например, голубятня была при замке нормандских завоевателей XII века в Рочестере (графство Кент).
А старейшая в Великобритании отдельно стоящая голубятня была построена в 1326 году в Гарвее в графстве Херфордшир. Если посмотреть на присутствие голубятен в современной Европе, например, на карте Википедии, то и сейчас их больше всего в отдельных регионах Испании, Франции и Великобритании.
Привилегия аристократов
Не только античные, но и средневековые европейские голубятни сильно отличались от тех, которые привыкли видеть мы. В древности они часто представляли собой множество небольших ниш в стене. Отсюда и возникло такое римское явление, как колумбарий – некрополь с захоронениями праха умерших в нишах. А в средневековой Европе голубятни часто оформлялись в виде отдельно стоящей круглой или квадратной башни из кирпича или камня.
Оно и понятно: по традиции, сложившейся во Франции и перенесенной в Англию, голубятни могли иметь только аристократы – в составе своих имений. Право на голубятню предоставлялось владельцам определенного количества землевладений. Для обычных крестьян голуби являлись скорее врагами, так как они могли склевать посеянные на полях зерна. Также голубятни часто строились в составе монастырей и аббатств и обеспечивали монахов диетическим постным продуктом, богатым белком и протеином.
Блюда для гурманов
В XVIII веке во Франции распространился рецепт блюда из сквоба «а ля краподин»: голубиная грудка оформлялась в виде лягушки, мясо которой можно было есть во время постов. В конце XIX века Париж потреблял около 2 миллионов голубей ежегодно. Европейские колонисты ввели голубятни в Северной и Южной Америке и в Африке. С начала ХХ века в США ведется коммерческое разведение голубей на мясо. Во франкоязычной провинции Канады Квебек на площади Старого города в Квебек-сити старинная голубятня стоит прямо на площади, которой она и дала свое имя.
В середине 1980-х годов в США и Канаде выращивали до 1,5 миллиона сквобов в год. Блюда из них входят в меню ресторанов высокой кухни, а цена на голубиное мясо доходит до 20 долларов за килограмм. Больше всего американских сквобов едят тамошние китайцы: блюдо из голубиного мяса является традиционным для китайского Нового года. В 2006 году крупнейшими мировыми потребителями мяса сквобов были Китай и Таиланд. А во Франции по состоянию на 2004 года ежегодное потребление голубей в пищу достигало 8 миллионов особей.
Императорская забава
У России, как обычно, «свой путь». Петр Первый по примеру европейских монархов стал обустраивать при своих резиденциях птичники. Так, относительно недавно был восстановлен (верней, построен заново по старым чертежам) павильон «Голубятня» петровского времени в составе Летнего сада в Санкт-Петербурге. Затем собственными голубятнями стали обзаводиться дворяне и купцы, но не с целью разведения сквобов для приготовления деликатесов, а именно в качестве хобби. Разводили прежде всего породистых турманов и почтарей.
Чуть ли не первым российским голубеводом-любителем стал граф Алексей Орлов. Его крепостные выводили новые породы голубей: на юге Москвы сохранилась дача «Голубятня», которую для фаворита Екатерины II построил Матвей Казаков. Самых красивых голубей Орлов дарил Екатерине. Видимо, он же первым в России догадался устаивать церемонию выпуска сразу множества птиц в небо: такие праздники проводились на территории современного Парка имени Горького, где у Орловых была усадьба. (А по льду Москва-реки зимой устраивали скачки орловских рысаков).
С 1874 года, по инициативе Генштаба, в Петербурге и Москве, а затем в различных военных округах велось создание сети почтовых голубиных станций. К началу Первой мировой войны в российской армии насчитывалось более 4 000 почтарей. А в 1890 году было создано Русское общество голубиного спорта. А.П. Чехов в детстве «каждое утро выгонял из голубятника» птиц. И.М. Бабель признавался: «В детстве я очень хотел иметь голубятню. Во всю жизнь у меня не было желания сильнее». Увы, в годы революции и Гражданской войны городских голубей переловили и съели.
Расстрел за почтаря
Голубеводство в нашей стране возродилось уже при советской власти. С 1925 года под эгидой Общества содействия обороне стали открываться секции почтового голубеводства. В 1930 году СССР за 8 000 золотых рублей приобрел 16 породистых птиц для разведения. Заработал Центр голубиного спорта: он проводил состязания по скорости и дальности полета почтарей.
Во Вторую мировую войну птицы вновь были съедены. Более того: их реквизировали власти. Так, в декабре 1941 года всех частных лиц в Москве обязали сдать голубей в управление милиции «в целях недопущения использования враждебными элементами». На оккупированных территориях почтовых голубей также полагалось сдавать под страхом расстрела. Фото ростовского подростка Вити Черевичкина с птицей в руках, убитого оккупантами за укрытие почтарей, стал одним из обвинительных документов на Нюрнбергском процессе.
«Летите голуби, летите!»
С 1920 года стала широко применяться практика выпускания голубей на международных праздничных мероприятиях - в знак дружбы и солидарности. Испанский художник Пабло Пикассо, сам бывший голубеводом, в 1949 году сделал птицу символом мира. В 1951 году к фильму о Берлинском международном фестивале молодежи И. Дунаевский и М. Матусовский написали ставшую культовой песню «Летите голуби, летите!».
Ко Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве в 1957 году столичные комсомольцы запланировали развести не менее 30 000 птиц. Согласно постановлению Моссовета об оборудовании чердачных и наземных голубятен, еще в 1956 году началось массовое строительство голубятен в виде 2-этажных деревянных домиков трубчатой формы. Все голубятни регистрировались в районных ветеринарных лечебницах.
В московских парках были выделены зоны для разведения и подкормки голубей, а крупные предприятия столицы обязали иметь хотя бы одну голубятню. К ним прикрепляли опытных голубятников из числа работников: их освобождали от других обязанностей и снабжали фуражом. Точки продажи кормовых смесей для кормления голубей были на Манежной площади, на площади Дзержинского и даже на Красной площади.
28 июля 1957 года 34 000 голубей (по числу гостей фестиваля) взмыли в небо над трибунами Лужников. К концу того же года в Москве насчитывалось более 80 000 голубей, причем после проведения фестиваля их количество продолжало расти: в 1961 году их было уже больше 100 000. Исполком Моссовета даже пытался стимулировать их потребление в пищу для снижения популяции. Но было уже поздно: из Москвы мода на разведение голубей распространилась по другим советским городам. К середине 1970-х годов в одной столице насчитывалось около 2 000 голубятен, а к середине 1980-х – 2 500 только клубных голубеводов.
Расцвет и падение советского голубеводства
Пик советского голубеводства пришелся именно на 1980-е годы. В 1980 году голубей выпускали на Олимпиаде, в 1985-м – на Фестиваля молодежи, в 1986-м – на Играх доброй воли. В 1984 году около 100 региональных клубов вошли во Всесоюзное объединение голубиного спорта.
В том же году вышел популярный фильм режиссера Владимира Меньшова «Любовь и голуби», главный герой которого Василий Кузякин является заядлым голубеводом. Также в 1983-85 годах писателем Владиславом Крапивиным была создана трилогия «Голубятня на желтой поляне».
Однако с началом 1990-х годов большинство советских голубятен пришли в запустение, так как за ними перестали ухаживать. И даже на свадьбах запускать в небо «символ мира» перестали. Однако, как ни странно, по всей Москве по сей день сохраняется множество голубятен, причем некоторые из них - действующие!
Также на канале: