Найти в Дзене
ИстПросвет

Как Артем Тарасов помешал Горбачеву продать Японии Курильские острова

Оглавление

Стоит просто бегло взглянуть на географическую карту СССР, чтобы понять - у этой страны не было других островов, пригодных к жизни, кроме Курил и Сахалина. Кроме того, они достались нам в ходе Второй мировой войны и были политы кровью красноармейцев. Видимо, поэтому для советского человека сама мысль отдать Курильские острова Японии считалась преступной. В 1991 году такое преступление почти произошло. Однако обо всем по порядку.

В 1991 году первый советский миллионер Артём Тарасов занимал пост руководителя Совета по внешнеэкономической деятельности и много общался с японским дипломатом Агава-сан. Вдруг из разговоров ему показалось, что Михаил Горбачёв хочет тайно продать японцам наши славные Курилы. Вот что он по этому поводу писал в своей книге.

Горбачёв и Тарасов на фоне о. Шикотан
Горбачёв и Тарасов на фоне о. Шикотан

Откровения Агава-сан

В январе 91-го года президент СССР встретился в Москве с лидером японской правящей партии, а в апреле должен был поехать в Японию с ответным визитом. Валюты тогда в стране не хватало, и бизнесмен подумал, что ради неё "Горбачев может пойти на то, чтобы сдать японцам Курильские острова".

Советник японского посольства в Москве Агава-сан, с которым Тарасов много раз встречался в Союзе кооператоров и в более злачных местах, любил задавать своим советским друзьям самые разные вопросы. Два его помощника тщательно записывали всё, что говорилось в ответ. Сам Агава-сан высказывался крайне редко, ссылаясь на то, что он простой экономический советник и деловых контактов не устанавливает. Его интересовало мнение русских по разным вопросам, и всё. Однако не это было главным.

Однажды перед отъездом из России Агава-сан, назначенный послом в Южную Корею, сказал Тарасову многозначащие слова:

"В Японии есть такая поговорка: нельзя дружить с соседом, если его солдаты ходят у тебя в саду. Это про Курильские острова. Никакие совместные проекты в нашем саду неуместны! Вот если бы вы вернули нам острова, тогда японские бизнесмены немедленно бы вложили в Приморский край двести миллиардов долларов инвестиций!"

Ах, вот где собака зарыта!

"Уж не за этими ли миллиардами собрался Горбачев в Японию?" – подумал Тарасов и пригорюнился. Своими предпринимательским умом он тут же прикинул, что деньги (точнее, их не разворованная часть), пойдут "на борьбу с кооперацией и укрепление госсектора в экономике". Ему это было не нужно. Кроме того, японские газеты писали, что в середине следующего века за японцев будут работать другие. "То ли машины и роботы, то ли русские в Приморском крае – понимай, как хочешь!" Патриотические эмоции прибавились к чувству предпринимательского самосохранения, и Тарасов решил предотвратить преступление века.

"Не отдадим родную землю!"

Он немедленно дал резкое интервью сразу нескольким газетам, а потом выступил с заявлением в Верховном Совете России. Его речи о том, что Горбачев намерен вернуть японцам острова за инвестиции и валюту, стали настоящей сенсацией. Разразился грандиозный скандал. На Курилах люди вышли на демонстрации под лозунгом "Не отдадим родную землю!".

Горбачев кипел от ярости. А Тарасов подлил масла в огонь, заявляя, что Курильские острова – это российская территория, и если уж кому решать их судьбу, так это Ельцину и российскому парламенту. Японское информационное агентство "Киодо цусин" тоже разжигало страсти и не раз делало заявления о том, что М. Горбачёв ещё в 1988 году "признал необходимость разрешения территориальной проблемы с Японией". Неужели интуиция не подвела миллионера Тарасова, и он угадал тайные намерения первого и последнего президента СССР?

Я. Накасонэ и М. Горбачёв (1993, Япония)
Я. Накасонэ и М. Горбачёв (1993, Япония)

Опровержение "Горбачев-фонда"

Не так давно в "Горбачёв-фонде" заявили, что утверждения "Киодо цусин" не соответствуют действительности - президент Горбачёв никогда и ни с кем не вёл переговоров о продаже Японии Курил.

На самом деле было вот что. По сообщению ТАСС, 22 июля 1988 года в Кремле состоялась продолжительная беседа Горбачёва и японского экс-премьера Ясухиро Накасонэ. "Накасонэ, - пишет источник, - назвал включение Южных Курил в состав СССР "ошибкой Сталина" и призвал Горбачёва к "перестройке двусторонних отношений" на основе советско-японской совместной декларации 1956 года. Она предполагает передачу Токио ... острова Шикотан и прилегающей к нему необитаемой гряды после подписания мирного договора".

Горбачёв, согласно источнику, заявил, что в 1956 году Токио сам отверг этот договор, требуя больше островов. Также он сослался на договор о безопасности между Токио и Вашингтоном 1960 года, по которому в Японии были размещены американские военные базы, и который ещё больше затруднил "поиск договорённости о мирном договоре с СССР". Завершая встречу Горбачёв опрометчиво сказал: "нам когда-нибудь нужно будет что-то придумать по этой проблеме".

Постскриптум

Конечно, туманный намёк на будущее и конкретное обещание отдать острова - это далеко не одно и то же. В 1988 году Горбачёв был против продажи Курил. Но прошло два года, и экономическая ситуация в СССР катастрофически ухудшилась. В ЦК КПСС сформировалась группа функционеров, в которую входил Шеварнадзе, Вольский, Черняев, Янаев, Яковлев и другие. Идея отдать южнокурильские острова за крупную сумму денег и спасти советскую экономику от краха казалась им тогда вполне уместной.

По некоторым сведениям, обсуждалась сумма в 200 млрд долларов, но спонтанное выступление Артёма Тарасова, который, по его же словам, в первую очередь заботился о личном бизнесе, а не о Курилах, разрушила планы двух стран закончить, наконец, войну и начать мирную жизнь с чистого листа.

А что вы думаете по этому поводу? Высказывайте мнения в комментариях, ставьте лайки и будьте здоровы

О неточностях и опечатках просьба сообщить автору