Найти тему
Сергей Костенко.

Если ребенок застрял в попрошайничестве игрушек

После трех лет ребенок уже понимает, что родителя можно продавить на покупку новой игрушки. Однако, по мнению детских психологов, слишком большое количество игрушек - это не очень хорошо, потому что теряется смысл присвоения новых ролей. Если у ребенка очень много подробных игрушек, еще и интерактивных, у него нет необходимости назначать им новые смыслы. Детально проработанные игрушки вызывают у ребенка восторг, потому что это максимальная реализация его фантазий. Такие игрушки восхищают ребенка, но это не то, во что ему интересно играть. Восторга хватает на несколько часов, а потом можно обнаружить малыша, играющего с кубиками, палочками или камешками.

Нельзя сердиться на ребенка за то, что он хочет новую крутую игрушку. Нужно разделить его восторг: “надо же, как красиво сделано, прямо как настоящее”. И как ни странно, ребенку обычно этого хватает. Но, в реальности, обычно все бывает не так. Родитель, который чувствует угрозу своему кошельку и дому, который постепенно превращается в музей игрушек, оттаскивает ребенка от детальной проработанной игрушечной автозаправки, или еще на подходе начинает строго выговаривать: “Покупать мы ее не будем” или обвиняет ребенка: “Вечно ты все просишь, а потом толком и не играешь”.

И для ребенка встреча с прекрасным превращается в стрессовое событие, у него начинают формироваться причинно-следственные связи: “Как только я хочу что-то из игрушек, родители начинают нервничать, в этот момент я им не нравлюсь, я их не устраиваю”. Для ребенка происходящее становится нервной ситуацией. Дети вообще очень болезненно переносят моменты, когда какое-то их поведение, их желания, какие-то потребности вызывают осуждение у взрослых.

Для ребенка очень важно отношение к нему взрослого. Привязанность говорит ему “Ты должен нравиться своему взрослому, ты должен его устраивать как ребенок, и не должен его разочаровывать и огорчать. И когда у ребенка возникают какие-то потребности, а взрослый говорит ему: “Как не стыдно тебе это хотеть, как тебе не стыдно это просить”, у малыша возникает очень сильная тревога. Он начинает воспроизводить это поведение, у него возникает вопрос: “Если я этого хочу, я что тебе уже не нравлюсь, ты меня уже не любишь?” Ребенок еще не может это проанализировать и проговорить,поэтому он начинает воспроизводить поведение. Таким образом у него может закрепиться настойчиво клянченье.

Родителям бывает удобно сунуть ребенку новую игрушку, чтобы он дал им отдохнуть или закончить какие-то дела. Родитель предлагает ребенку замену себя. Мышление ребенка заточено на присвоение смыслов, поэтому если так происходит постоянно, то дарение игрушки становится для ребенка подтверждением того, что родители его любят.

Если ребенок застрял в попрошайничестве игрушек, не нужно воевать с ним по поводу его потребностей, присоединяетесь к ним: “Да, это потрясающая игрушка, как они это сделали?! Давай пойдем рассмотрим. Покупать такую дорогую игрушку у нас в планах нет, но я с тобой согласна, она очень классная”.

Покупка большой дорогой игрушки может быть отсроченным мероприятием. Для ребенка является полезным навыком ожидание желаемого. Когда ребенок получает немедленно все, что захочет, способность удерживать желание., предвкушать не формируется.

Если ребенок не может ни одного дня без новой игрушки или какого-нибудь подарочка, взрослому нужно перехватить инициативу - подарить что по своему желанию, до того как ребенок попросит. И это не обязательно должна быть покупная игрушка, по дороге с работы можно сделать бумажный самолетик, принести яблоко, красивый желудь. Эти подарки говорят ребенку о том, что родитель о нем помнит. Для ребенка дошкольного возраста не понятно куда взрослый девается, когда он уходит на работу, для него он исчезает.Когда родитель приносит что-то с работы, для ребенка это знак, что родитель о нем помнит.