Найти тему
С Богом по жизни

“ГДЕ ЖЕ ДЕВЯТЬ?”

«Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:11-19).

Одной из великих потребностей нашего времени является потребность в благодарности. Мы щедро благословлены, но у нас есть тенденция воспринимать благословения, как должное. Павел писал: “Ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением” (1 Тим. 4:4). Автор книги Послания к Евреям указывал: “Итак, получая Царство, которое нельзя поколебать, будем же благодарны, чтобы благодарностью этой почитать Бога, как положено, с благоговением и страхом” (Евр. 12:28; Современный Перевод). Согласно Кол. 2:7, нам следует “преуспевать в [вере] с благодарением”. По правде говоря, этот урок не имеет целью образовать наш ум, но, скорее, взволновать сердце и пробудить совесть (2 Пет. 1:12, 13).

НЕБЛАГОДАРНОСТЬ ВО ДНИ ИИСУСА

В Лк. 17 говорится: “Идя в Иерусалим” (ст. 11). Уже в третий раз, по словам Луки, Иисус “шел в Иерусалим”. Время близилось ко кресту. “Он проходил между Самарией и Галилеей” (ст. 11). Иисус, должно быть, шел на запад по направлению к реке Иордан.

“И когда Он входил в одно селение, - Лука не дает наименования этого селения, это неважно, - встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали” (ст. 12). Прокаженные не могли входить в селения, но могли подходить к воротам города, чтобы просить милостыню. Эти прокаженные, по-видимому, были у входа в селение, когда Иисус собирался войти туда. По меньшей мере, один человек из них был самарянином (ст. 16). Из дальнейшего мы узнаем, что большинство или все остальные были иудеями. Трагические обстоятельства собрали этих смертельных врагов - иудеев и самарян - вместе. Когда поднимаются талые воды, и овцы, и волки скучиваются вместе на маленьких островках суши.

Чтобы полностью оценить историю, нам следует знать кое-что о недуге этих десяти человек. Несчастье, которое Библия называет проказой, было ужасным заболеванием, которое было сильно инфекционным. Те, которые изучали эту болезнь, говорят, что вид больного вызывает тошноту. Вначале болезнь меняет цвет кожи: она становится розовой, затем коричневой, затем черной. На ней появляются язвы, которые разъедают сначала плоть, а затем и кости. Смерть неизбежно наступает в течение двух лет.

Попытайтесь представить себе этих десять отверженных, протягивающих руки без пальцев, без кистей. Может не быть глаз, ушей, носов. Это были грязные, изможденные, морально уничтоженные, никому не нужные люди без семей, работы и хоть какого-то намека на нормальную жизнь. Проказа была не только изнурительной, она была унизительной болезнью.

В стихе 12 отмечено, что они “остановились вдали”. Закон требовал, чтобы они останавливались на расстоянии. Закон не устанавливал расстояние, но один раввин рекомендовал пятьдесят шагов - достаточно большое расстояние!

Когда эти десять прокаженных увидели Иисуса, “они громким голосом говорили” (ст. 13). Природа болезни была такова, что поражались голосовые связки. Часто это заболевание осложнялось туберкулезом. Голос становился грубым и хриплым. И вот десять человек с расстояния в пятьдесят метров кричат своими поврежденными голосами, стараясь привлечь внимание Иисуса: “Иисус Наставник, помилуй нас!” (ст. 13). Несомненно, они желали исцеления, но просили они о милосердии, жалости и понимании. Им не только требовалось исцеление тела, им также нужно было исцеление ума и души.

В стихе 14 отмечается: “Увидев их, Он сказал им...” Должно быть, Иисус был окружен шумной толпой. Возможно, Он поначалу даже не услышал их. Но когда услышал, Он оглянулся и, наконец, обнаружил их вдали. Он сказал им: “Пойдите, покажитесь священникам” (ст. 14).

Еще раньше Иисус уже исцелил одного прокаженного. В том случае Иисус коснулся его и сказал: “Очистись” (Лк. 5:13). После того, как человек исцелился, Иисус велел ему пойти показаться священнику, как того требовал закон. Одна из обязанностей священников состояла в инспекции состояния здоровья. Если священник заключал, что прокаженный излечился, то человек мог совершить определенные жертвоприношения и затем вернуться в общество. Он мог возвратиться домой к своей семье, вернуться на работу, ходить в храм.

На этот раз, однако, Иисус не пошел к этим прокаженным, не коснулся их и не излечил на месте. Нет, Он решил испытать их веру - велел им пойти и показаться священникам так, как если бы они уже выздоровели! (Если, как считают некоторые толкователи, данные события происходили на границе между Галилеей и Самарией, то далеко было идти этим десяти прокаженным - до самого Иерусалима!)

Следующая часть истории особенно волнующая: “И когда они шли, очистились” (ст. 14). Так как самарянин смог вернуться назад и найти Иисуса, я предполагаю, что десятеро не успели уйти далеко, прежде чем очистились. Представьте себе их состояние, когда здоровье начало возвращаться к ним: как исцелились их глаза, уши, горло; как спала короста, и кожа стала здоровой; как сформировались новые кости, покрылись новыми мышцами с новыми венами и артериями, как все покрылось новой кожей; как здоровье и жизненная сила запульсировали в их исцеленных телах! Какое волнение должно было наполнить их сердца! “Я снова цел и невредим! Я снова могу пойти в храм!”

Обратите внимание на общее в жизни этих десяти человек. (1) Все они были поражены ужасной болезнью; (2) все они были намерены что-то предпринять; (3) все верили, что Иисус может им как-то помочь; (4) все молили об этом Иисуса; (5) все послушались Иисуса и отправились в путь туда, где были священники; (6) все исцелились. И здесь заканчивается сходство. Стих 15 начинается: “Один же из них”. Еще мгновение, и мы узнаем, что этот человек был самарянином. “Один же из них, видя, что исцелен, возвратился” (ст. 15). Несомненно, позже он проделал путь, о котором ему наказывал Иисус. Но вначале, тем не менее, он хотел выразить переполнявшую его благодарность.

Он “возвратился, громким голосом прославляя Бога” (ст. 15). Он понял, что это Бог дал Иисусу силу исцелять. Он прославлял Бога “громким голосом” (ст. 15) - не хриплым криком прокаженного, а сильным голосом исцеленного человека! “И пал ниц к ногам Его, благодаря Его” (ст. 16). Он признал божественность Иисуса и пал к Его ногам, поклоняясь Ему и благодаря. “Благодаря” - деепричастие настоящего времени, указывающее на то, что исцеленный неустанно продолжал благодарить Иисуса.

Далее следует короткое предложение, поражающее своей неожиданностью: “и это был Самарянин” (ст. 16). Часто мы получаем благодарность от тех, от кого менее всего ожидаем, в то время как те, от кого мы ждем благодарности, воспринимают наши усилия, как должное.

Слышите ли вы грусть в голосе Иисуса в ст. 17? “Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?” Можно было бы ожидать, что все они вернутся и импровизированным хором споют Псалом 102:

«Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя - святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; Избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостию и щедротами; Насыщает благами желание твое, обновляется, подобно орлу, юность твоя» (ст. 1-5).

Однако, они этого не сделали. Почему? Бертон Кофман выдвинул такие предположения:

• Кто-то хотел проверить, настоящее ли бы по исцеление.

• Кто-то ждал, чтобы убедиться, надолго ли оно.

• Кто-то сказал, что увидит Иисуса позже.

• Кто-то решил, что у него вовсе и не было-то проказы.

• Кто-то сказал, что он и сам бы все равно поправился.

• Кто-то отдал все почести священникам.

• Кто-то сказал: “Ну, а вообще-то, что такого Иисус сделал?”

• Кто-то сказал: “Я и так уже хорошо себя чувствовал”.

И тогда Иисус печально спросил: “Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?” (ст. 18). Это слово мы находим в надписи на камне, который когда-то стоял на входе со двора язычников во двор женщин (на подступах к храму): “Ни один иноплеменник не может пройти через двойную ограду вокруг храма. Всякий, кто будет пойман, пусть винит себя за смерть, которая последует”. Этот человек не мог пройти в храм, но он мог прийти к Иисусу.

Иисус обратился к самарянину, склонившемуся у Его ног, “и сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя” (ст. 19). Когда Иисус сказал: “Вера твоя спасла тебя”, Он, должно быть, подтверждал очевидное. Возможно, однако, что Иисус таким образом особо благословлял этого человека за его благодарность. В конце концов, и девять неблагодарных иудеев были исцелены физически. Возможно, Иисус хотел сказать: “Твоя вера и выражение ее в благодарности сделали тебя здоровым как физически, так и духовно”. Другими словами: “Ныне пришло спасение дому сему” (Лк. 19:9)!

НЕБЛАГОДАРНОСТЬ В НАШИ ДНИ

Посмотрим с другой стороны и проанализируем данную историю статистически: только один их десяти вернулся, чтобы принести свою благодарность Иисусу, - только 10 процентов!, - и мы шокированы. А теперь прикинем, как обстоят дела в настоящее время. Стало ли это процентное соотношение лучше?

Все мы знаем, что неблагодарность ужасна, но насколько такое знание отражается на нашей жизни? Несколько лет тому назад я увидел иллюстрацию, озаглавленную “Неблагодарность”. В центре стоял колоссальных размеров идол с надписью на нем: “Неблагодарность”. Вокруг него была изображена толпа людей, бросающих камни в идола. Присмотревшись получше, я заметил, что у каждого в толпе в руках было маленькое изображение того же идола с тем же наименованием: “Неблагодарность”. Так карикатурист выразил свое убеждение, что, хотя нам отвратительна неблагодарность в других и мы выступаем против нее, у всех у нас в сердце кроется какая-то частичка этого коварного свойства. Когда мы читаем рассказ об одном из десяти, который вернулся, чтобы поблагодарить Иисуса, каждому из нас следует задать себе вопрос: “А каков же мой коэффициент благодарности?”

Библия придает огромное значение необходимости быть благодарным:

«Да будет в сердцах ваших мир, приносимый Христом, мир, к которому призваны все вы, единые телом, и за который вы должны быть благодарны» (Кол. 3:15; Современный Перевод).
«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2).
«За все благодарите: ибо такова о нас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:18).

Какой призыв в словах: “За все благодарите”! Нам всегда есть за что благодарить. Рассказывают о человеке, который отличался тем, что всегда замечал хорошее в любой ситуации и благодарил за это Бога. Однажды была ужасная зимняя буря. Все покрылось толстым слоем льда и мокрого снега. Электропровода упали, и почти все остановилось; жизнь замерла. Только горстка людей, включая этого человека, смогла добраться до церкви на регулярное молитвенное собрание. Те немногие, которые были там, ждали, что же хорошего на этот раз найдет этот человек, за что можно было бы поблагодарить Господа. Когда пришла его очередь произносить молитву, он сказал: “Господи, мы благодарим Тебя, что погода не всегда такая!”

Большинству из нас требуется, чтобы нам указали на что-то хорошее в любой ситуации. Вот еще парочка поучительных рассказов из США.

Был День благодарения. Собралась вся семья, включая раздражительного дядюшку Морта. Прежде, чем начали есть, все собрались вокруг стола и по очереди стали говорить, за что они благодарны Богу. Когда подошла очередь дядюшки Морта, он сказал: “Я пас”. Мальчуган, который сидел рядом с ним, сказал: “Подождите! Вы должны сказать, за что вы благодарны, дядюшка Морт”. Морт фыркнул: “У меня нет ничего, за что можно быть благодарным”. Мальчик посмотрел на аппетитную индейку с золотистой корочкой посреди стола и сказал: “По крайней мере, вы можете быть благодарным за то, что вы не индюк!”

В другой раз в День благодарения другой мальчик, который должен был носить очки, сказал: “Я благодарен за очки”. “Потому что они помогают тебе видеть?” - спросил кто-то. “Нет”, - последовал ответ. - “Потому что они удерживают мальчиков от драк со мной, а девочек от поцелуев”. “За все благодарите”. У нас всегда есть что-то, за что можно быть благодарным!

Библия также говорит о грехе неблагодарности. Говоря о печальном состоянии человечества в свои дни, Павел писал: “...Они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили” (Рим. 1:21). Когда он позже писал о столь же печальном состоянии человечества в грядущем, он выразил это следующими словами: “Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны...” (2 Тим. 3:2).

Хочу рассказать вам одну старую легенду. На землю были посланы два ангела, чтобы собрать людские молитвы. Одному нужно было наполнить корзину с просьбами людей. Другому нужно было собрать их молитвы благодарения. Через некоторое время они вернулись к престолу Божьему. У первого корзина была переполнена, и из нее просто высыпались бесчисленные просьбы людей. Второй вернулся печальный и с тяжелым сердцем: его корзинка была почти пуста.

Можно было бы еще много рассказывать о неблагодарности как к людям, так и к Богу. Это произошло много лет назад на озере Мичиган. При сильном волнении недалеко от берега перевернулся переполненный пассажирами катер. Студент по имени Эдвард Спенсер был в это время на берегу. Вдруг он далеко за водорезом увидел женщину, цепляющуюся за какие-то обломки. Он сбросил пальто и поплыл, несмотря на сильные волны; вскоре женщина была на берегу. Еще шестнадцать раз молодой человек смело бросался в воду. Так он спас семнадцать человек. Затем он упал в изнеможении. Физически он так никогда и не оправился от пережитого им напряжения, всю жизнь прожив с подорванным здоровьем. Много лет спустя в объявлении о его смерти газета сообщила, что ни один из семнадцати спасенных им человек так и не пришел его поблагодарить.

Не нам, однако, судить других. Наша забота - мы сами. Благодарны ли мы так, как нам следует? Давайте потратим несколько минут на самоанализ.

Испытываем ли мы должную благодарность у себя дома? Просто ли совпадение, что, когда Павел перечислял грехи человечества во 2 Тим. 3, он слово “неблагодарны” поставил сразу после “родителям непокорны”? Не знаю, совпадение ли это, но зато знаю точно, что многие из нас неблагодарны своим родителям. В нашей жизни бывали времена, когда достаточно было не позаботиться о нас одну неделю, и мы бы погибли. В раннем детстве мы во всем зависели от своих родителей. Слишком часто бывает, что наступает время, когда престарелые родители становятся обузой, и молодые люди не желают выплачивать свой долг. Как сказал король Лир в трагедии Шекспира:

“Неблагодарность с сердцем из кремня,
Когда вселишься ты в дитя родное,
Морских чудовищ ты тогда страшней”
(перевод Б. Пастернака).

Испытываем ли мы должную благодарность к своему ближнему? Когда мы думаем о неблагодарности по отношению к товарищам, на ум приходит много примеров из Библии: Лаван, который не оценил трудов Иакова, своего зятя (см. Быт. 31:6, 7); виночерпий, который забыл об Иосифе в тюрьме (Быт. 40:23); израильтяне, которые были готовы забросать камнями Моисея, освободившего их из рабства (Исх. 17:1-4); и Саул, чью жизнь пощадил Давид, но который все равно искал смерти юноши (2 Цар. 16:1, 2).

У каждого из нас есть долги перед многими людьми. Это могут быть друзья, братья или сестры во Христе, учителя. Некоторые из нас могут быть обязаны врачам, может быть хирургам, которые спасли нам жизнь. Сказали ли мы: “Спасибо”? Давайте сделаем это, пока не поздно!

Один проповедник, говоря о том, что надо быть благодарными, однажды сделал такое замечание: “На небесах нет телефонов”. Он имел в виду то, что когда кто-то умирает, то становится слишком поздно говорить: “Благодарю тебя”. Предположим, один мой друг по имени однажды сделал мне большое одолжение, а я не поблагодарил его как следует. После его смерти я уже не могу поднять трубку и сказать: “Соедините меня, пожалуйста, с раем. Мне нужно поговорить с другом. Ну, я просто позвонил, чтобы сказать спасибо!”

Иногда на похоронах я вижу людей, пытающихся высказать безжизненному телу в гробу невысказанное ранее: “Я люблю тебя! Я ценю тебя! Вся моя забота - о тебе!” Слишком поздно.

Рассказывают, что один чудак-бизнесмен раздавал книгу своим друзьям и клиентам, на обложке которой было написано: “Миллион благодарностей”. Внутри слово “спасибо” было напечатано миллион раз. Многим из нас потребовалось бы более миллиона “спасибо”, чтобы выразить нашу благодарность всем тем, кто когда-либо помог нам и поддержал нас.

Это подводит нас к самой важной части самоанализа: благодарны ли мы должным образом Богу? Безусловно, самой горестной ошибкой каждого из нас является неумение сказать: “Благодарю Тебя” Богу за все Его благословения. Псалмопевец сказал: “Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его” (Пс. 102:2). О каких благодеяниях идет речь? Давайте начнем с тех, что указаны в Мф. 5:45: “Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных”. У нас есть солнечное тепло и дождь; солнце, луна и звезды; цветы, деревья и птицы; яблоки, яйца и масло. У нас даже есть ежедневные дела.

Кроме того, у нас есть особые благословения - те же, что и самарянин получил от Иисуса! “Ибо вы видели, какие великие дела Он сделал с вами” (1 Цар. 12:24). Случалось ли вам заболеть и выздороветь? Были ли вы воспитаны в христианской семье? Была ли у вас возможность услышать, познать Евангелие и послушаться его? Получили ли вы христианское образование? Нашли ли вы супруга, который тоже любит Господа? Дал ли вам Господь детей? Были ли вы удостоены чести знать великих святых Божьих? Кто-то сказал, что труднее всего овладеть арифметикой подсчета наших благословений.

Но более всего мы должны быть благодарны за Божий “неизреченный дар”, как назвал его Павел (2 Кор. 9:15), дар Иисуса. Когда Уинстон Черчилль чествовал молодых людей Королевских Воздушных Сил Великобритании, которые охраняли небо Англии во время Второй мировой войны, он сказал: “Никогда в истории человечества так много людей не было столь многим обязано такому малому числу героев”. Эти слова еще более справедливы по отношению к Иисусу: “Никогда в истории Вселенной так много людей не было столь многим обязано всего лишь Одному!”

Насколько же мы благодарны за все, что Господь сделал для нас? И если благодарны, то как выражаем свою благодарность? Когда мы собираемся за Господним столом, то “где же девять?” Когда по рядам проходит блюдо или мешочек для подаяний, то “где же девять?” Когда мы встречаемся, чтобы восславить Господа вечером в воскресенье и среди недели, то “где же девять?” Когда приходит время посещать дома и нести Благую весть людям, чтобы они могли разделить с нами величайшее благословение, благословение спасения, то “где же девять?”

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Потратьте несколько минут на размышление обо всем том, что Бог сделал для нас, затем поблагодарите Его. Не оставляйте Его с тяжелым сердцем, спрашивающим: “Где же девять?”

#благодарность богу #благодарность #благодарение #христианство #религия #христиане #евангелие #библия #проказа #иисус христос