Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Мертвый сезон" (СССР, 1968) и "Происшествие, которого никто не заметил" (СССР, 1967)

Мертвый сезон. СССР, 1968/1969. Режиссер Савва Кулиш. Сценаристы Владимир Вайншток, Александр Шлепянов. Актеры: Донатас Банионис, Ролан Быков, Сергей Курилов, Геннадий Юхтин, Бруно Фрейндлих, Антс Эскола, Леонхард Мерзин, Эйнари Коппель, Маури Раус, Владимир Эренберг, Юри Ярвет, Анда Зайце, Светлана Коркошко, Лаймонас Норейка и др. 34,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-2

За свою карьеру С. Кулиш (1936-2001) поставил не так уж много фильмов («Комитет 19». «Взлет». «Сказки старого Арбата», «Трагедия в стиле рок», «Железный занавес»). И ни один из них не смог превзойти успеха его дебюта – шпионской драмы «Мертвый сезон».

В этой черно-белой картине, снятой в модной тогда манере cinema-verite’, Донатас Банионис сыграл резидента советской разведки, пытающегося выйти на след нацистского преступника в одной из западных стран. Сыграл по-своему достоверно, без патетики и сентиментальности.

Ключевым в фильме стал эпизод обмена матерых резидентов на границе «двух миров». Шагая навстречу, двое сильных, харизматичных мужчин лишь несколько секунд глядят друг другу в глаза. Однако этих секунд вполне достаточно, чтобы прочесть сходство судеб профессионалов своего дела...

И все-таки при всей своей «документальности» «Мертвый сезон» сейчас воспринимается, скорее, романтической историей, напоминающей знаменитую песню Б. Окуджавы о комиссарах в пыльных шлемах...

Александр Федоров, 2001

-3

Происшествие, которого никто не заметил. СССР, 1967/1968. Режиссер и сценарист Александр Володин. Актеры: Жанна Прохоренко, Виталий Соломин, Зинаида Славина, Георгий Штиль, Вера Титова, Евгений Лебедев, Павел Луспекаев и др.

Это единственная режиссерская работа замечательного драматурга Александра Володина («Пять вечеров», «Осенний марафон»). Сказочная история-притча о продавщице из овощного магазина, мечтающей в один прекрасный день из Золушки превратиться в красавицу Принцессу...

Тонкий и ироничный фильм А. Володина был плохо принят тогдашним киноначальством, и драматургу в дальнейшем уже не позволили продолжить режиссерский опыт. А жаль...

Александр Федоров, 2001