Решила прочесть «Дневник советского школьника»: интересен советский быт и психология тех времен, в которых мне чуть-чуть удалось пожить. На обложке книги написано: «Мальчик, который предсказал войну», «Герой книги Ю. Трифонова «Дом на набережной», «Воспоминания самого знаменитого вундеркинда СССР».
«Я думаю, что война начнется во второй половине этого месяца (т.е. июня)», – написал в дневнике девятиклассник Лев Федотов в 1941 году. Более того – подросток-москвич, отлично разбиравшийся во внешнеполитической обстановке и взаимоотношениях государств накануне Второй мировой войны, «предрек» победу СССР над фашистской Германией ценой огромных человеческих потерь. Кем же был Лёва, чья жизнь оборвалась во время бомбежки в 1943 году под Тулой, где он проходил обучение перед отправкой на фронт?
Без сомнения, яркой, незаурядной личностью. Об этом можно судить хотя бы по дневникам – четырем тетрадям из 17, сохраненным матерью. Федотова хорошо знали писатели Юрий Трифонов и Михаил Коршунов (первый изобразил его в знаменитом романе «Дом на набережной» как Антона Овчинникова и в неоконченном последнем романе «Исчезновение» как Леню Крастыня). В том самом престижном «доме на набережной», пусть в тесной однокомнатной квартире, Лёва жил вдвоем с матерью. Роза Лазаревна Маркус-Федотова работала костюмером в театре, денег едва хватало.
Потомок двух революционеров-большевиков, рано лишившийся отца, Лев Федотов обладал необыкновенным кругозором и памятью, художественными и музыкальными способностями, интересовался минералогией, историей, палеонтологией, биологией, географией и океанографией. До дрожи любил оперу Верди «Аида» и славился способностью проигрывать ее у себя в голове полностью. Хотя отличником не был, не любил школу и болезненно стеснялся выступать перед классом на уроках. Стеснялся и недолюбливал девчонок, но с теплотой относился к детям. Презирал быт. Вместе с друзьями обследовал подземные ходы церкви Николая Чудотворца на Берсеневке, что едва не окончилось для него трагически. Пытался писать научно-фантастические романы.
Ни слова о будущем, ни одной мечты (кроме как о скорой победе над врагом) читатель в дневнике не найдет. Но ясно – парень собирался служить глобальной цели, человечеству, не ища для себя награды (медалей, орденов и т.п.), верил в коммунизм. Даже по построениям фраз чувствуется необычайная серьезность и аналитический склад ума, которым обладал Лев Федотов. Хотя иногда сквозь громоздкие и нарочито усложненные конструкции прорывается детская восторженность – например, когда Лёва описывает новогоднее путешествие к родственникам в Ленинград.
Был ли девятиклассник наделен сверхспособностями? Вряд ли. Но несомненно, что интуиция, раннее развитие и глубокий ум позволили ему спрогнозировать будущие события. Страшные – и в итоге оборвавшие эту короткую жизнь.