Оди чувствовал себя неуютно в роли вождя. Был он отличным следопытом. Едва заметив вмятину на земле, опускался на четвереньки, принюхивался, обшаривая взглядом примятую траву – самцы пахли иначе, чем самки, взрослые двигались иначе, чем молодняк, здоровые отличались от больных. След – это история, прочитать которую стоило хотя бы ради того, чтобы не клацать зубами от голода, да и самому не стать пищей для более ловкого и сильного. Конечно, читать следы мог всякий охотник. Но всё же одному дано наносить точный удар, а другому – выслеживать добычу. Сила племени в единстве и слаженности действий. Но единство возможно, когда есть тот, кто способен действовать во время катастроф, потому что, когда всё идёт хорошо, вождь не так уж и заметен. Иное дело – шаман. Вождей выбирают люди, а шаманов – духи.
Соплеменники смотрели на Оди, как на вождя просто потому, что он был старше и крупнее остальных мужчин. Прежний вождь Зумо погиб во время снежного обвала вместе с тремя охотниками. Их кости достались грифам – и то был ещё один горький факт, смириться с коим было трудно, почти невыносимо. Тела шаманов издавна хоронили в пещерах. А плоть вождей полагалось с почётом съедать. Только так отвага и ум вождя остаются в племени. Часть вождя получает каждый, кто способен держать в руке копьё. К причастию допускаются даже безбородые мальчишки, даже сосунки мужского пола. Но выкопать тело Зумо из снега не представлялось возможным. И Оди чувствовал, что ему не хватает решимости и проницательности для выбора дальнейшего пути существования клана.
Между тем старуха продолжала ныть и все понимали, что она права. Женщин в племени мало. Духи закрыли их чрево. Не значит ли это, что Духи не желают больше, чтобы Сыновья Белой Волчицы совокуплялись с Дочерями Ворона? Быть может в смерти Вождя и самого Шамана повинны Дочери Ворона? А снежные бури, гибель мамонтов и прочих животных — это ли не гнев Духов? Сыновьям Белой Волчицы следует найти новых женщин!
Каждый вечер старая Огой поднимала эту тему. Но теперь её скрипучий голос раздражал Оди. Ему не хотелось думать о таких сложных вещах. Духи – это дело шамана. А он не шаман. Он - простой охотник. К вечеру у него оставалось только одно желание: погрузить зубы в сочное мясо сайги, погреть волосатые ноги у костра, и чтоб одна из женщин искала в его рыжих патлах вшей и чесала бы спину. Потом завалиться, подмяв под себя женское тело и наконец сыто порыгивая уснуть до утра, доверив охрану огня двум короткобородым юнцам.
До женщин косматый Оди был охоч, но отсутствие потомства мало заботило его. Он вообще не видел прямой связи между совокуплением и появлением детёнышей. Когда он входил в женщину – это было приятно, но быстро кончалось, как и всё хорошее в жизни. Когда у женщины начинал расти живот – это значило только одно: скоро из неё вылезет крикливый детёныш и она, если тот выживет конечно, будет носить его на спине. Оди был не прочь и поиграть с малышами, разумеется, когда бывал сыт и в хорошем расположении духа. Маленькие дети напоминали ему рыжих медвежат когда, сопя и кусаясь, боролись с его огромной ногой. Иногда он брал первого попавшегося за шкирку, подносил к ноздрям и втягивал кисловатый детский запах. Матери почему-то опасались столь горячих проявлений отцовских чувств, спешили забрать мальца.
Да-а, рыжие медвежата теперь не путались под ногами и женщин на всех не хватает. Уже не раз Оди замечал, как тяжелеет взгляд охотника, которому вечером не досталось женщины - никто не чесал ему спину, никто не выискивал вшей. Пару раз сотворилась ссора, дошедшая до драки. Братья сцепились из-за маленькой кривоногой бабёнки… Так недолго и вовсе одичать. В детстве Оди слышал про таких людей, не знавших огня и шаманов. А старуха вечерами уже не рассказывала свои истории, сидела нахохлившись, шевелила крючковатыми пальцами, словно ковыряла незаживающую рану и всё твердила своё.
- Сыновьям Белой Волчицы нужны новые женщины и дети, и новый шаман.
Наконец, мозг Оди созрел для мыслительного процесса. Но где раздобыть новых женщин? Клан Белой Волчицы берёт дочерей у соседнего клана Ворона. Вороны в свой черёд жён себе приводили из дальнего стойбища, что на Большом озере – Клана Выдры. Охотники Выдры получали Дочерей Белой Волчицы. Так было всегда. Это было разумно и удобно. И никому никогда не пришло бы в голову нарушить этот круг неразрывный, как время. Зачем? Мамонтов, и зубров, лошадей и оленей хватало на всех. Солнца и травы в достатке. Но катастрофы меняют мир.
Он решил послушать старуху. Огой считала, что следует пойти в противоположную от Большого озера сторону – туда, где равнину обступали горы, за которыми каждое утро рождается новое Солнце.
- Там за горами живут пришлые племена. Их женщины темны, как ночь, но в их жилах течёт сильная кровь. Они плодовиты, как львицы. Притащи их за волосы к нашему костру, и они станут служить вам и принесут сильных детей. Тогда Ио вернётся. - проскрипел старушечий голос.
Оди шевелил огромными бровями, что значило глубокое раздумье. С одной стороны, новому вождю любопытно было взглянуть на этих темнокожих львиц, но поход в горы сулил кучу опасностей. Что там по ту сторону гор? Никто толком того не знал. О пришельцах они слышали от покойного Ио, а ему страшную новость открыл шаман из Клана Выдр. Шаманам известно многое, чего никогда не понять прочим.
Пришельцы были страшны хотя бы тем, что они другие. Может статься они и не люди вовсе. Тогда, что проку в их самках? Однако, все в клане знают - от союза Волчицы и Человека явились они – рыжебородые, с вытянутыми затылками, с широкими ноздрями – лучшие в округе охотники и следопыты!
Шаманы говорят – всё повторяется в этом мире. Тогда сто раз права Огой – «только новая ветвь даст жизнь старому дереву»
***
Роскошный парк с чёрными стволами старых деревьев меж которых застыли скульптуры мускулистых большеголовых людей и животных эпохи плейстоцена создавал атмосферу иррациональности времени и пространства. Здание Антропологического музея покорило Джессику с первого взгляда. Оригинальность архитектурной идеи заключалась в том, что конструкция напоминала углубление в холме. Растущий напротив молодой лес отражался в стеклянном фасаде, внутри интерьер изобиловал зеркалами. Стены, облицованные искусственным камнем и бетоном, приглушённый свет, звуки незнакомых птиц, крики животных – всё содействовало полному погружению посетителей в первобытный мир охотников на мамонтов.
Участников конференции, добрую половину из которых представляли сотрудники СМИ, пригласили в зал для презентаций. На огромном экране плыли буквы. Джессика прочла
Почему вымерли столь похожие на нас неандертальцы? Вопрос чрезвычайно важен для понимания тех угроз, которые таит биосфера для современного человека. Если с такой легкостью, практически без сопротивления, с планеты исчез один вид человека, то не ждет ли такой же конец и другой его вид — Homo sapiens?
(Продолжение следует) - здесь!
Иллюстрация - работа чешского художника Зденека Буриана "Старый неандерталец"
Начало истории - тут!
2 часть.
Спасибо за внимание, уважаемый читатель!