Найти тему
Изучаю людей

Связанные по рукам и ногам

Только бы не упал, не ушибся, не подавился, не поранился, не заболел!На этом канале я часто пишу о ведущей деятельности как пути развития ребенка. Не одной стороне этого самого развития - а пути. Дороги, по которой движется все развитие. Мышление, внимание, память, речь, эмоциональная сфера - вся психика, все то, что делает человека человеком - движется именно в русле ведущей деятельности.

Когда родители приходят на консультацию, разговор о деятельности я завожу всегда, рекомендации по коррекции ведущей деятельности я даю всегда, хотя я в первую очередь логопед, и в первую очередь ко мне приходят за речью. Какая ещё такая ведущая деятельность, зачем она вообще? Сегодня расскажу про ведущую деятельность ребенка примерно с 10 месяцев до 1,5-2 лет.

Дети в этом возрасте - существа в основном не говорящие. Всякое бывает, конечно, но в массе своей все же - нет. При этом человек полутора лет от роду - "все понимает", как мы обычно изумляемся. Это и правда, так странно - вчерашний кабачок идёт на кухню и приносит нам чашку, когда мы его попросили. Показывает нос и глазки. Слушает сказку про Репку, сопереживает героям и аплодирует героине-мышке. Не чудо ли? Конечно, чудо. Заговорить малышу ещё предстоит, возраст же от года до двух - возраст с каждым днём всё возрастающего понимания обращённой речи.

При чем же здесь ведущая деятельность, мы же о ней. Давайте разбираться. Малышу шесть месяцев, и с пониманием речи у него пока очевидно не очень. Он иногда смотрит на маму, если спросить - где мама, но не очень понятно, случайно или намеренно. Он уже нашел свои ручки, и этими самыми ручками активно всем окружающим манипулирует. Берет, крутит, рассматривает, тянет в рот. 

Погремушка - взял, покрутил, рассмотрел, потянул в рот, уронил. Ложка - взял, покрутил, рассмотрел, потянул в рот, уронил. Собственная нога - поймал, пощупал, дотянулся до рта, потерял.

Предметы - разные, действия - одни и те же. Понятно к чему веду? На данном этапе понимать, что это - погремушка, это - ложка, а это - нога - малышу не нужно. Какая разница, что сосать.

Чуть позже, месяцев в 8, малыш осваивает новое действие - он научается бросать. И начинается "издевательство", как обычно говорят мамы. Дали новую игрушку, он немедленно ее из кровати выкинул, и стоит орет. Поднимаешь игрушку - он опять кидает, и опять орет. На этом этапе предметы ведут себя уже по-разному, и форма, размер и внешний вид начинают иметь значение. Мозг малыша постепенно дозревает до идеи связи названия предмета - и самого предмета.

Малыш ещё немного подрастает, и настоящая предметная деятельность вступает в свои права, властно забирая себе практически все свободное время растущего ребенка. Что делает годовалый абсолютно все время, когда не ест и не спит? Да, пожалуй, и когда ест, тоже. Он исследует предметный мир. 

Это размазывается, это можно закрыть, это классно подпрыгивает, это можно просунуть, этим махать по полу, как мама. Этим, этим, этим... Чем? Мама, этя?

Указательный пальчик направлен в сторону предмета. Взгляд на маму, на предмет. Этя? Ээ? Это часы! А это машина! Это - кошка. Это - мама.

Так, в связи предметной деятельности и эмоционального общения - ведущей деятельности предыдущего этапа - растет детская личность, развивается его психика, появляется понимание речи. Две ведущих деятельности - старая и новая - сплелись воедино и дали психике ход. Исчезни одна из этих составляющих - ничего не получится. Маугли в стае волков может сколько угодно тыкать палкой в дупло с медом - но ему неоткуда узнать, что это палка, это мед, это дупло. Попав в человеческое общество в возрасте 5 и более лет, этот изначально психически здоровый Маугли будет уверенно причислен в стан умственно-отсталых, и никогда за рамки этого диагноза уже не выйдет, даже при интенсивном обучении - всему свое время, и поезд безвозвратно ушел. 

Ребенок, хотя мне трудно такое представить, связанный по рукам и ногам 24/7, находящийся в среде, лишённой предметов, и при этом прекрасно эмоционально взаимодействующий с мамой (мдаааа, такой опыт, к счастью, никто не проводил) - лично для меня совершенно очевидно, окажется в этом стане тоже. Да, рождаются люди и без всех четырех конечностей, и парализованные - и при этом речь они понимают, и вполне могут быть интеллектуально сохранны, нестыковка. Да. Психика, особенно детская - мастер поиска обходных путей. Не вышло напрямую - найду лазейку. Если без базы, первой деятельности, общения - вообще никуда - вторую объехать можно. Имея глаза, уши, ум, чтобы анализировать. Объезжают, развиваются. Как правило - с отставанием. Трудно в обход, и долго. Но если эмоциональное общение сохранено, если есть в этом мире у ребенка проводник - возможно. 

Вот если нет и глаз, и ушей - тогда, согласитесь, без вариантов. Это очень альтернативное развитие даже при абсолютно сохранном сером мозговом веществе. Но это, к счастью, редчайшие случаи, которые, вроде бы, не имеют к нашему малышу никакого отношения. Или имеют? В современном мире, к сожалению, имеют. 

Современный мир донельзя озабочен идеей безопасности и бессмертия. Нет, конечно все прекрасно понимают, что когда-нибудь умрут. Где-то там, на задворках сознания. На очень дальних задворках, ведь думать об этом невыносимо. Ужас перед неизбежным рождает мифологическое сознание, и будь ты трижды атеистом - ты все равно веришь, что если подстелить соломки здесь, здесь и здесь - наверное, никто не умрет. Не повредится, не травмируется, не заболеет.

Дети - самые дорогие и самые любимые существа, в современном мире часто - единственные. Этих отмоем, или новых нарожаем - для современного мира не вариант. Ребенок - величайшая ценность и самая огромная потеря. Отдать жизнь за ребенка - да легко, практически каждый родитель это подтвердит. И это, самое дорогое, должно быть в полнейшей и абсолютной безопасности.

С этой идеей никто даже и не подумает спорить, вот беда только в том, что современный мир и научный прогресс охотно предоставляет нам все новые и новые возможности обеспечить детям все большую и большую безопасность. Не искачкается, не подавится, не ушибется, не отравится, не простудится, не заразится, не испугается.

Все эти НЕ в современном мире легко достижимы - пюре из баночки невозможно подавиться, в мягком манеже никак не ушибешься, гладкие пластиковые игрушки можно безопасно обсасывать, не боясь посадить занозу или набрать микробов. А если в рот малышу вставить прокипяченную пустышку, а в руки дать планшет - вообще отлично в плане безопасности будет.

В плане безопасности - да, тут не поспоришь. В плане развития - выводы делайте сами, на основании вышеизложенного. А я вкратце резюмирую.

Развитие идёт из ведущей деятельности и на ее базе. 

Ведущая деятельность занимает абсолютно все время бодрствования ребенка.

Ведущая деятельность возраста с 1 до 2 лет - предметная, заключающаяся во взаимодействии с предметом согласно его функции. 

Предметная деятельность - путь к развитию такой функции, как понимание речи. 

Есть проблемы с пониманием речи - смотрите, что с деятельностью, и принимайте меры. Как минимум, избавьтесь от манежа и планшета и спустите ребенка на нестерильный пол. Возможно, помощь специалиста тогда не понадобится.

И напоследок - детей с нарушением понимания речи сейчас очень много. Обычно им пишут диагноз - аутизм. Но вовсе не всегда это он, иногда все гораздо проще. Проще в смысле причин, но не в плане коррекции. Нарушения понимания речи - это всегда очень серьезно, гораздо серьезнее, чем просто "не говорит". Это всегда - годы коррекции без гарантии результата. Не всегда мы в состоянии воздействовать на причины, вызвавшие проблемы с пониманием. Но просто дать возможность ребенку жить в русле ведущей деятельности - задача вполне реальная и необходимая.