Российский всепогодный беспилотный летательный аппарат вертолётного типа SmartHELI SH-350 компании «Аэромакс» успешно выполняет тестовые полеты по доставке почты по маршруту Салехард – Аксарка – Салехард (между населенными пунктами 53 км).
Еще в августе 2021 года между «Почтой России», руководством Ямало-Ненецкого автономного округа и компанией «Аэромакс» было подписано соглашение, согласно которому планируется организовать доставку грузов и корреспонденции российскими беспилотниками по регулярным маршрутам. Как сообщают авторы проекта, это позволит увеличить скорость логистики до двух раз, а в перспективе увеличить грузопоток в 10 раз и более. Стоимость доставки при этом уменьшится вдвое.
Для доставки почты и посылок используется российский БПЛА SH-350 с максимальной взлетной массой 350 кг. Эта машина может перевозить до 100 кг груза, автономно работать до 5 часов. Максимальная дальность полета составляет 150 км, крейсерская скорость – 90 км/ч. Снег, град и ветер не являются препятствием для полетов данного типа беспилотника. Беспилотные винтокрылые машины могут использоваться в диапазонах высот от 50 м и далее до динамического потолка. Их можно применять в любое время суток и практически в любых погодных условиях. Для взлета и посадки беспилотников не требуется специально оборудованная взлетная полоса, достаточно относительно ровной площадки 10 × 10 м, и это существенно расширяет возможности применения авиационных беспилотных систем.
В течение 2022-2024 года будут налажены 10 маршрутов регулярной доставки почты в Ямало-Ненецком автономном округе с использованием БПЛА SH-350. Также авторы проекта планируют развернуть аналогичные перевозке в Чукотском автономном округе, Камчатском крае, Ханты-Мансийском автономном округе.
Наша справка: Сейчас в линейке разработчика российских беспилотников SmartHELI — три основных семейства машин вертолетного типа: SH-350, SH-450 и SH-550, отличающихся по грузоподъемности и продолжительности полета. Основной партнер — компания «Аэромакс» — создает российские системы искусственного интеллекта, управления и технического зрения. В систему управления SmartHELI интегрированы технологии искусственного интеллекта, благодаря которым осуществляется автономный полет, самостоятельное ориентирование на местности и облет различных препятствий. В этом контексте важную роль играет программное обеспечение системы технического зрения. Оно объединяет данные от РЛС, аппаратуры мониторинга, системы автоматической посадки, оптических приборов и датчиков LIDAR.На основе упомянутой модели SH-350 построено целое семейство беспилотных систем под различные задачи. Например, базовая версия предназначена для мониторинга ледовой обстановки, модификация SH-350G — под выполнение геофизических исследований, SH-350R — для поисково-спасательных миссий и так далее.
Есть более грузоподъемный аппарат SmartHELI-450 со взлетной массой 450 кг. Скоростные качества у аппарата те же, но побольше запас топлива (140 л) и продолжительность полета (до 6часов). По состоянию на июнь 2021 года, велись его летные испытания.
Беспилотник SH-550 — еще более габаритная машина с более высокими по сравнению с предшественниками характеристиками. Взлетная масса аппарата составляет 550 кг, при этом общая полезная нагрузка — не менее 220 кг, крейсерская скорость — 100 км/ч, максимальная — 170 км/ч. Более мощный силовой агрегат и объемный топливный бак позволили увеличить продолжительность полета SH-550 до 7,5 часа и поднять динамический потолок до 4000 м.