беглость (количество идей, возникающих за единицу времени);
– оригинальность (способность продуцировать «редкие» идеи, отличные от общепринятых, типичных);
– восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую);
– метафоричность (готовность работать в фантастическом, необычном контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, умение видеть в простом сложном, в сложном – простом);
– интеллектуальная компетентность и уровень образованности;
– гибкость и потенциальные возможности применения знаний и навыков в оперативном принятии решений, их различных вариаций;
– лидерские навыки и харизма;
– высокий уровень ассоциирования и изобретательности;
– мощный внутренний мотивационный фактор отличаться от
других и стремление к практической реализации своей креативности;
– склонность к риску, балансировка собственных и общественных
интересов;
– индивидуальные характеристики человека (энергичность, терпение,
любознательность и т.д.) естественный способ к определенному виду деятельности, одаренность.
Некоторые определения креативности были сформулированы в терминах продукта, результатах деятельности, другие – в терминах процесса или необходимых внешних условиях. Следовательно, в этом контексте креативность часто рассматривают как:
– изобретение чего-то нового (для личности или общества);
– творческий подход (проектирование) новых свойств объекта из уже существующих элементов (свойств, отношений);
– несколько противоположное конформности, обыденности, что предполагает нестандартные подходы, в отличие от общепринятых.
На общественном уровне креативность – это проявление и развитие новых направлений в искусстве, культуре, научных открытиях и социальных программах. При оценке креативности также принимают во внимание количество сформулированных идей и степень их редкости по сравнению с другими исследованиями.
Различные подходы к этому понятию формируют следующие основные типы креативности (творчества) [15]:
1) комбинаторную – рождение новой идеи путем комбинирования (ассоциирования) известных идей;
2) исследовательскую – нахождение «белых пятен», решение