Сказки – устное народное творчество, зародились тысячелетия назад. Притягательные истории, чудеса, происходящие с героями, завораживают. Содержат накопленную жизненную мудрость, ярко выраженные понятия добра и зла. Носителями нравственных ценностей становятся характерные персонажи.
В школе дети изучают интереснейший жанр литературы – сказки. Сюжеты, придуманные народом, знакомят учеников с культурой, традициями, пробуждают любознательность, тем самым развивая познавательные способности детей.
В сказках часто присутствует скрытый подтекст, выраженный намёками, вымыслами.
Любимая нами «Репка» насыщена персонажами, неспроста их много. Этому есть объяснение. Сюжет незатейливый: выросла репка большая, вытащить её смогут все вместе. Другое значение такого количества героев. Они представляют сплочённую семью. Дед, посадивший репку, заложил крепкие корни, создав опору растущего семейства. Бабка с дедом передают любовь к труду, навыки, умения детям, внукам. Преемственность поколений укрепляет родственные связи, воспитывает в потомках уважение к предкам, истории рода. Совместная работа преумножает благосостояние. В доме появляется сторож собака Жучка, кошка создаёт домашний уют, мышка копит нажитое добро.
«Как Иван-Дурак дверь стерег». Иван-дурак младший сын. Выходя на пахотные работы, ему наказывали сидеть дома, оберегать дверь от воров. Иван проголодался, снял дверь с петель, положил на спину и пошёл к братьям. Иван вовсе не дурак. Несуразность поступка понятна: сняв дверь, оставил дом открытым. Наказ выполнен точно, дверь он не оставил. Ироничность ситуации сложилась скорее из-за братьев, велевших охранять не дом, а дверь. В этом смысл: передавай мысли правильно.
«Как лиса волку шубу шила». В лесу волк, встретив дятла, удивляется, такой работящий, а дом не построил. Дятел в ответ спрашивает волка, почему, зарезав столько скота, не сшил тулуп. Согласился волк с дятлом и к лисе. Просит сшить шубу, а овечками обеспечит. Лиса принесённых овечек съела, шерсть на рынке продала. Волк спрашивает лису о шубе. Она просит для отделки принести лошадиный хвост и гриву. Подкрался волк к лошади, получил удар копытами, был убит. Исходящее суждение. Лиса символ хитрости, известная обманщица, выгоду не упустит. Всех оставляет «с носом». Напрашивается ещё неожиданная мысль. Волк – бездельник. Нежелание работать сыграло с ним злую шутку. Поддался на обман лисы, закончилось трагедией.
Дети и взрослые любят сказки. Они учат многому: добру, кому верить, как стать храбрым, честным. Формируют мировоззрение, глубоко проникая в душу.