Сейчас в Краснодарском крае проходят расширенную программу регионального акселератора 19 бизнес-команд, создающих собственные инновационные IT-проекты. Благодаря работе с наставниками — экспертами IT-отрасли — участники акселератора смогут ускорить коммерциализацию и отладить бизнес-процессы своих стартапов. Участникам, прошедшим в финал акселератора, эксперты помогут подготовить инвестиционную презентацию их IT-проектов и представят венчурным инвесторам.
Над чем работают сегодня создатели кубанских IT-стартапов наш разговор с одним из участников акселератора создателем виртуальных аватаров для бизнеса Владиславом Маторкиным.
Сейчас в Краснодарском крае проходят расширенную программу регионального акселератора 19 бизнес-команд, создающих собственные инновационные IT-проекты. Благодаря работе с наставниками — экспертами IT-отрасли — участники акселератора смогут ускорить коммерциализацию и отладить бизнес-процессы своих стартапов. Участникам, прошедшим в финал акселератора, эксперты помогут подготовить инвестиционную презентацию их IT-проектов и представят венчурным инвесторам.
Над чем работают сегодня создатели кубанских IT-стартапов наш разговор с одним из участников акселератора создателем виртуальных аватаров для бизнеса Владиславом Маторкиным.
Все началось с унылого продавца
— Как родилась идея, над воплощением которой вы сейчас работаете?
— Все началось с футбольных бутсов, за покупкой которых как-то я отправился, вдохновившись рекламным баннером: разгоряченный Месси еще только заносит ногу для удара, и его сверкающие бутсы уже кричат о грядущей победе. Однако в магазине я столкнулся с реальностью в лице продавца, едва ли когда-то игравшего в футбол. Он уныло пересказывал заученную информацию, восторга от продаваемого товара явно не испытывал. И мой потребительский порыв резко ослаб.
Я увидел, как эффект от самой креативной рекламы может быть уничтожен вот-таким скучным продавцом. И подумал — а хорошо бы было, если бутсы продавал сам Месси! Насколько интереснее могла бы стать беседа, насколько приятней покупка!
— И вот спустя несколько лет, вы делаете свою мечту реальностью. Точнее, виртуальной реальностью.
— Наша компания создает цифровых сотрудников для бизнеса — аватаров. В будущем, его основой станет обученный продажам искусственный интеллект, но, а пока «под прикрытием» аватара работают сотрудники call-центров.
Они могут беседовать с покупателем хоть в домашнем халате, хоть с соломой на голове и с татуировкой на все лицо, и вести продажи по всей стране независимо от того, где находятся — Краснодаре или во Владивостоке. Главное, это их увлеченность предметом и компетентность в вопросе продаж.
— А покупатель вместо человека видит какого-то мифического персонажа?
— Если компания остановилась на определенном амбрассадоре, например, банки часто нанимают известных актеров, то внешность, мимику и голос любого консультанта наши технологии преобразуют так, что потребитель будет видеть и слышать именно этого актера. Но это может быть и полностью придуманый персонаж. К примеру для телеканала можно воздать виртуального ведущего новостей или отдельной программы. Захотите — ему можно придать кибернетическую внешность, мускулы из железных латок и синие волосы. Хотите классики — внешность аватара будет нейтрально-традиционной.
Попасть в целевую аудиторию
— Как вы определяете, каким должен быть аватар – блондином или брюнетом, юной девушкой или пожилым мужчиной?
— Сотрудники специального отдела проводят исследования восприятия образов целевой аудиторией. Определяют, с кем человек захочет разговаривать, кто будет ему приятен, от кого готов получать информацию. А дальше действует группа дизайнеров и художников. Они отрисовывают образ, прописывают его, а затем и оживляют.
— Какой образ оказался самым сложным?
— Аватар корейской девушки заказанный в 2019 году международной южнокорейской компанией стал для нас настоящей болью. В то время в России никто не умел рисовать гиперреалистичных (то есть таких, которые выглядели ли бы точно как люди и имели такого же натурального цвета кожу) персонажей. Поэтому сначала нам отрисовывали этого аватара в Испании, но с кореянкой испанские дизайнеры не справились. Мы отдали заказ российским коллегам, а они вместо красивой девушки нарисовали настоящую обезьяну. В итоге аватар отрисовали в Южной Корее, и он стоил нам космических денег. Это заставило нас заняться этой задачей вплотную. Мы вырастили и обучили собственных дизайнеров, и теперь рисуем сложных персонажей самостоятельно.
Также непросто оказалось воплотить образ мальчишки двенадцати лет — попробуй угадать, из чего состоит космос его сиюминутных желаний? Причем, внешний вид это лишь часть дела, не менее важным, оказалось подобрать аватару имя. Сначала мальчик был Николаем, и, по словам заказчика -предпринимателя, успеха не имел – не выделялся среди ровесников. Тогда аватару решили поменять имя. Он стал Кевином и вот его запомнили сразу. Потребители охотнее стали с ним дружить, и вскоре цифровой подросток занял отведенную ему в бизнесе нишу.
— Сколько стоит такой аватар? Есть ли гарантия его эксклюзивности? Только представьте: лицензионный виртуальный актер зазывает воспользоваться услугами известного банка, а его «спираченный» аналог через дорогу заманивает в финансовую пирамиду.
— Стоимость создания аватара начинается от 400 тыс рублей и, зачастую, заказчик имеет эксклюзивные права на использование созданного образа. А от хакерских копий цифровой образ защищают через блокчейн-технологии.
Влюбить за пять минут
— У вас уже работающий бизнес, зачем вам акселератор?
— Сейчас мы занимаемся патентованием нашей технологии и подключились к акселератору для решения маркетинговых задач. Надо упаковать наш технологически сложный продукт так, чтобы он был понятен каждому клиенту, и подготовить документы к привлечению внешних инвестиций.
О старте регионального акселератора для IT-проектов я узнал в Центре поддержки предпринимателей Краснодарского края. Принял участие в отборе — выдержал две экспертные комиссии, где доказал, что готов к масштабированию бизнеса, и включился в работу.
— На каком этапе вы сейчас находитесь?
— Уже прошел стартовое обучение: восемь спикеров погрузили нас в процесс, познакомили с самыми полезными и актуальными темами. У команд была возможность пообщаться друг с другом. Понял, что задачи у всех абсолютно разные: кто-то еще не нашел свой целевой рынок, кто-то не знает, как выстроить свою систему ценообразования. Аналогичные нашим интересы только еще у одних ребят. Нам на пару дали специального наставника — московского эксперта, который узко специализируется на подготовке проектов к инвестициям.
Инвестор должен влюбиться проект за пять минут. Именно за это время он решает — вложить деньги или нет. Его может сдерживать непонимание объема рынка, самого продукта, приоритетной цели в развитии бизнеса, а главное, смущать сумма, которую мы привлекаем – 95 млн рублей. С одной стороны, это чуть больше 1 млн долларов. Для примера, наши конкуренты (они в основном находятся за рубежом) — новозеландская компания за три года существования привлекла 47 млн долларов, две других европейских – 14 и 20 млн долларов. А с другой стороны на российские стартапы инвесторы редко когда выделяют более 20 млн рублей. Чтобы привлечь инвестора нам нужно учитывать такие детали и понимать, как именно с ними работать.
— Вы ищете на проект инвестора, но насколько я знаю, уже получали федеральный грант. Не хватило?
— Сложные разработки недешевы – я привел цифры по конкурентам. Мы способны уложиться в несопоставимо меньшие бюджеты, но они невелики по западным меркам, и огромны для нас, как стартапа. В начале этого года мы уже получили на развитие проекта федеральный грант в три млн рублей, а сейчас готовимся подать заявку на второй. Уже на восемь млн рублей. Но по условиям предоставления 25% от суммы гранта у нас уже должно быть на счету.
А это значит, что надо ускориться и заработать эти деньги. Или найти инвестора, который эти деньги вложит. И решить эту задачу надо буквально за пару месяцев. А потому привлечь венчурный фонд и вообще сформировать нормативную документальную базу для работы с фондами для нас очень важно. С помощью акселератора мы надеемся это сделать быстрее, проще и в рамках ограниченного бюджета.