Найти тему
ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ

Как менялся авиапарк российских авиакомпаний в 2021 году?

Оглавление

Подходит к концу относительно удачный для российской гражданской авиации 2021 год. Взглянем на статистику авиакомпаний за 11 месяцев уходящего года и вспомним основные тенденции изменения авиапарка.

1. Аэрофлот

Перевезено: 19,7 млн. пассажиров (+45,3% к 2020 году)

А-330 Аэрофлота в аэропорту Симферополя
А-330 Аэрофлота в аэропорту Симферополя

Выведены из авиапарка: Парк Аэрофлота существенно сократился. В дочернюю авиакомпанию "Россия" переданы 41 Суперджет и 4 А-320. В бюджетную дочку "Победу" переведены 10 самолётов Б-737-800. Полностью выведены ещё 5 А-320 и 3 А-330.

Пополнение авиапарка: Ещё в начале года Аэрофлот заявлял, что откладывает все поставки до 2022 года, но к весне изменил решение и занялся активным пополнением. Получены 6 А-320нео, 3 А-321нео, 5 А-350 и 3 Б-777 (все - с завода).

Тенденции: В следующем году все Суперджеты будут переданы в "Россию". В течение 2 лет в "Победу" будут выведены все Б-737. А-330 постепенно заменяются на А-350. А-320 меняются на А-320нео и А-321нео.

2. S7 (Сибирь)

Перевезено: 16,4 млн. пассажиров (+46,5%)

Выведены из авиапарка: 2 А-320, 1 А-321 и 2 Б-737.

Пополнение авиапарка: 7 А-320нео и 3 А-321нео (все - с завода).

Тенденции: Основная ставка сделана на самолёты семейства А-320нео. Их в том числе получит новая бюджетная авиакомпания от S7 с названием Цитрус, которая запускается в 2022 году. Авиакомпания до сих пор не отменила заказ на проблемный Б-737MAX, а 2 полученных борта почти 3 года стоят в Толмачёво без движения.

3. Победа

Перевезено: 13,3 млн. пассажиров (+61,2%)

Пополнение авиапарка: Победа, как и планировала довела свой парк до 44 бортов, получив от Аэрофлота 10 самолётов Б-737-800.

Тенденции: Ближайшие 2 года Победа будет получать по 20 бортов от Аэрофлота. Заказ на Б-737MAX отменён. В 2022 году авиакомпании придётся принять решение о смене основного типа. Вариантов по сути два - А-320нео либо МС-21.

4. Россия

Перевезено: 9,3 млн. пассажиров (+71,8%)

Суперджет авиакомпании "Россия" в Волгограде
Суперджет авиакомпании "Россия" в Волгограде

Выведены из авиапарка: 1 А-320.

Пополнение авиапарка: В 2021 году "Россия" приступила к эксплуатации Суперджетов, и в течение года наращивала парк невиданными темпами. К концу года авиакомпания довела их количество до 64. Успешно выполняется контракт с ПСБ Лизинг, подписанный на авиасалоне МАКС-2021 на поставку 15 новых Суперджетов. В отличие от передаваемых из Аэрофлота эти борта не имеют бизнес-класса и рассчитаны на перевозку 100 пассажиров в эконом-классе. Все новые Суперджеты ежемесячно пополняют базу Суперджетов в Пулково (Санкт-Петербург). От Аэрофлота также получены 4 А-320.

Тенденции: Идёт активная подготовка к вводу в строй самолётов МС-21. Ожидается получение 4-х самолётов во втором полугодии. От Аэрофлота будут получены ещё 10 Суперджетов, а их общее количество вырастет до 87. Боинги будут выведены из парка в ближайшие 2-3 года. Ожидается также вывод возрастных А-319.

5. Уральские авиалинии

Перевезено: 8,6 млн. пассажиров (+61,6%)

Уральский А-321нео на посадке в Симферополе
Уральский А-321нео на посадке в Симферополе

Выведены из авиапарка: 1 А-320 и 2 А-321.

Пополнение авиапарка: 2 А-320нео и 4 А-321нео (все - с завода).

Тенденции: Уральцы по прежнему делают основную ставку на семейство А-320, постепенно заменяя 20-летние самолёты на новые А-320 нео и А-321нео. От заказа на Б-737MAX авиакомпания пока не отказалась, но уральские самолёты уже уходят в Доминикану.

6. ЮТэйр

Перевезено: 6,6 млн. пассажиров (+51,2%)

Пополнение авиапарка: 7 Б-737-800 (средний возраст более 12 лет).

Тенденции: У авиакомпании есть 2 соглашения - с Боингом на 737MAX и с ОАК на МС-21. Первый заморожен до 2023 года, по второму - ждём уточнений в 2022 году. Подробнее о ситуации читайте тут.

7. Северный ветер (Норд Винд)

Перевезено: 5,6 млн. пассажиров (+100,6%)

Выведены из авиапарка: 2 Б-777 переведены в дочернюю авиакомпанию "Икар".

Пополнение авиапарка: 2 А-321 (средний возраст - 7лет) и 2 А-321нео (средний возраст - 4 года), 7 А-330 (средний возраст - 10 лет), 4 Б-737-800 (средний возраст - 7,5 лет).

Тенденции: Единой тенденции у авиакомпании нет. Похоже она просто подбирает то что есть на вторичном рынке подешевле.

8. Азур Эйр

Перевезено: 3,5 млн. пассажиров (+85%)

Выведены из авиапарка: 20-летний Б-737 отправлен доживать свой век в украинский Азур. Туда же отправился 15-летний Б-777.

Пополнение авиапарка: 25-летний Б-757, 2 Б-777 (средний возраст - 13 лет).

Тенденции: Авиакомпания ориентируется на боинги. Но держать в парке 4 разных типа для авиакомпании такого размера нецелесообразно. Парк авиакомпании очень старый, средний возраст самолётов 22 года.

9. Смартавиа

Перевезено: 3,4 млн. пассажиров (+117,6%)

Пополнение авиапарка: 3 А-320нео (возраст - 4,7 года).

Тенденции: Смартавиа стала в 2021 году лоукостером и выстраивает будущий авиапарк на основе самолётов А-320нео. Боинги 737, средний возраст которых 14 лет, будут выведены из парка до 2025 года.

10. Ред Вингс

Перевезено: 2,9 млн. пассажиров (+97,6%)

Выведены из авиапарка: 2 А-320.

Пополнение авиапарка: 3 новых Суперджета, 18-летний А-321, 3 Б-777 (средний возраст -24 года).

Тенденции: Подконтрольная Ростеху авиакомпания переходит на эксплуатацию отечественных самолётов Суперджет и МС-21. Возрастные боинги и эйрбасы всего лишь переходный вариант.

11. Азимут

Перевезено: 1,9 млн. пассажиров (+74,6%)

Суперджет Азимута взлетает в Симферополе
Суперджет Азимута взлетает в Симферополе

Пополнение авиапарка: 2 новых Суперджета с именами "Тобол" и "Амур".

Тенденции: На сегодня это единственная в России авиакомпания, эксплуатирующая только Суперджеты. На МАКС-2021 подписан договор об увеличении Суперджетов в парке до 25 самолётов. Там же Азимут подписал договор о поставке 10 А-220-300 в течение 5 лет. Поступление самолётов в парк будет зависеть от получения российского сертификата А-220, который в свою очередь, может быть увязан с получением европейского сертификата для МС-21.

12. Икар (Пегас Флай)

Перевезено: 1,6 млн. пассажиров (+127,4%)

Пополнение авиапарка: 2 Б-777 (возраст 17 и 23 года) переведены из материнской авиакомпании "Нордвинд".

Тенденции: Ситуация аналогична Азу Эйр. Содержать в парке 4 типа самолётов от 2 разных авиапроизводителей, как минимум неэффективно.

13. Роял Флайт

Перевезено: 1,4 млн. пассажиров (+59%)

Выведены из авиапарка: 22-летний Б-757.

Тенденции: Проблемы характерные для большинства чартерных авиакомпаний России. Очень разнотипный (4 типа) и возрастной (20 лет) парк.

14. Ямал

Перевезено: 1,2 млн. пассажиров (+83,8%)

А-320 авиакомпании Ямал в Симферополе
А-320 авиакомпании Ямал в Симферополе

Изменений в парке нет, а рост пассажиропотока есть. В том числе благодаря Суперджетам, которые летают по маршрутам, ранее выполнявшимся на списанных в 2020 году CRJ-200.

15. НордСтар

Перевезено: 1,1 млн. пассажиров (+33,5%)

Выведены из авиапарка: 4 турбовинтовых АТР-42 переданы дочерней авиакомпании "КрасАвиа".

Тенденции: Авиакомпания имеет договор на покупку 5 Б-737MAX, но в интернете циркулируют активные слухи, что Нордстар от них отказался.

16. Аврора

Перевезено: 987 тыс. пассажиров (+35%)

Выведены из авиапарка: в рамках создания единой дальневосточной авиакомпании 21-летний DHC-8-300 передан авиакомпании "Полярные авиалинии".

Тенденции: Единая дальневосточная авиакомпания сделала ставку на отечественные самолёты. В следующем году Аврора получает первые Суперджеты.

17. ИрАэро

Перевезено: 837 тыс. пассажиров (+53,5%)

Пополнение авиапарка: 16-летний А-319, 2 Ан-24 возрастом около 50 лет.

Тенденции: Авиакомпания ориентируется на российские самолёты. Ожидает поступления МС-21 в рамках заказа на 10 самолётов. Парк Суперджетов тоже будет расти.

18. Якутия

Перевезено: 767 тыс. пассажиров (+70,5%)

Пополнение авиапарка: 17-летний Б-737-800.

Тенденции: Авиакомпания находится в сложной финансовой ситуации. Подписан контракт на 10 Суперджетов, но в 2021 году их лизингодатель ГТЛК грозилась отозвать у авиакомпании имеющиеся борта со ссылкой на неудовлетворительное техническое обслуживание самолётов.

19. Алроса

Перевезено: 465 тыс. пассажиров (+33,5%)

Пополнение авиапарка: 24-летний Ан-38.

Тенденции: Стратегия развития авиапарка не объявлена.

20. РусЛайн

Перевезено: 436 тыс. пассажиров (+23,7%)

"Сержик" авиакомпании Руслайн
"Сержик" авиакомпании Руслайн

Выведены из авиапарка: 20-летний CRJ-200.

Тенденции: Авиакомпании явно нужно обновлять флот. Сейчас средний возраст авиапарка - 21,5 года. Самый очевидный кандидат для обновления - Суперджет, но заказ пока не сделан.

Для получения позитивных новостей про российский авиапром не забудьте подписаться на наш Телеграм. (доступен не только на смартфонах, но и в версии для настольных компьютеров)

Топ 5 наших статей в 2021 году:

Сравниваем МС-21 с прямыми конкурентами

Канада и Япония на выход? Конкуренты Суперджета и Ил-114 сходят с дистанции

Россия не уступила Боингу. Полёты 737 MAX по-прежнему под запретом

Победа ставит крест на Боингах 737 MAX

Российский авиапарк продолжает рост. Боинг больше не первый в России