Подходит к концу относительно удачный для российской гражданской авиации 2021 год. Взглянем на статистику авиакомпаний за 11 месяцев уходящего года и вспомним основные тенденции изменения авиапарка.
1. Аэрофлот
Перевезено: 19,7 млн. пассажиров (+45,3% к 2020 году)
Выведены из авиапарка: Парк Аэрофлота существенно сократился. В дочернюю авиакомпанию "Россия" переданы 41 Суперджет и 4 А-320. В бюджетную дочку "Победу" переведены 10 самолётов Б-737-800. Полностью выведены ещё 5 А-320 и 3 А-330.
Пополнение авиапарка: Ещё в начале года Аэрофлот заявлял, что откладывает все поставки до 2022 года, но к весне изменил решение и занялся активным пополнением. Получены 6 А-320нео, 3 А-321нео, 5 А-350 и 3 Б-777 (все - с завода).
Тенденции: В следующем году все Суперджеты будут переданы в "Россию". В течение 2 лет в "Победу" будут выведены все Б-737. А-330 постепенно заменяются на А-350. А-320 меняются на А-320нео и А-321нео.
2. S7 (Сибирь)
Перевезено: 16,4 млн. пассажиров (+46,5%)
Выведены из авиапарка: 2 А-320, 1 А-321 и 2 Б-737.
Пополнение авиапарка: 7 А-320нео и 3 А-321нео (все - с завода).
Тенденции: Основная ставка сделана на самолёты семейства А-320нео. Их в том числе получит новая бюджетная авиакомпания от S7 с названием Цитрус, которая запускается в 2022 году. Авиакомпания до сих пор не отменила заказ на проблемный Б-737MAX, а 2 полученных борта почти 3 года стоят в Толмачёво без движения.
3. Победа
Перевезено: 13,3 млн. пассажиров (+61,2%)
Пополнение авиапарка: Победа, как и планировала довела свой парк до 44 бортов, получив от Аэрофлота 10 самолётов Б-737-800.
Тенденции: Ближайшие 2 года Победа будет получать по 20 бортов от Аэрофлота. Заказ на Б-737MAX отменён. В 2022 году авиакомпании придётся принять решение о смене основного типа. Вариантов по сути два - А-320нео либо МС-21.
4. Россия
Перевезено: 9,3 млн. пассажиров (+71,8%)
Выведены из авиапарка: 1 А-320.
Пополнение авиапарка: В 2021 году "Россия" приступила к эксплуатации Суперджетов, и в течение года наращивала парк невиданными темпами. К концу года авиакомпания довела их количество до 64. Успешно выполняется контракт с ПСБ Лизинг, подписанный на авиасалоне МАКС-2021 на поставку 15 новых Суперджетов. В отличие от передаваемых из Аэрофлота эти борта не имеют бизнес-класса и рассчитаны на перевозку 100 пассажиров в эконом-классе. Все новые Суперджеты ежемесячно пополняют базу Суперджетов в Пулково (Санкт-Петербург). От Аэрофлота также получены 4 А-320.
Тенденции: Идёт активная подготовка к вводу в строй самолётов МС-21. Ожидается получение 4-х самолётов во втором полугодии. От Аэрофлота будут получены ещё 10 Суперджетов, а их общее количество вырастет до 87. Боинги будут выведены из парка в ближайшие 2-3 года. Ожидается также вывод возрастных А-319.
5. Уральские авиалинии
Перевезено: 8,6 млн. пассажиров (+61,6%)
Выведены из авиапарка: 1 А-320 и 2 А-321.
Пополнение авиапарка: 2 А-320нео и 4 А-321нео (все - с завода).
Тенденции: Уральцы по прежнему делают основную ставку на семейство А-320, постепенно заменяя 20-летние самолёты на новые А-320 нео и А-321нео. От заказа на Б-737MAX авиакомпания пока не отказалась, но уральские самолёты уже уходят в Доминикану.
6. ЮТэйр
Перевезено: 6,6 млн. пассажиров (+51,2%)
Пополнение авиапарка: 7 Б-737-800 (средний возраст более 12 лет).
Тенденции: У авиакомпании есть 2 соглашения - с Боингом на 737MAX и с ОАК на МС-21. Первый заморожен до 2023 года, по второму - ждём уточнений в 2022 году. Подробнее о ситуации читайте тут.
7. Северный ветер (Норд Винд)
Перевезено: 5,6 млн. пассажиров (+100,6%)
Выведены из авиапарка: 2 Б-777 переведены в дочернюю авиакомпанию "Икар".
Пополнение авиапарка: 2 А-321 (средний возраст - 7лет) и 2 А-321нео (средний возраст - 4 года), 7 А-330 (средний возраст - 10 лет), 4 Б-737-800 (средний возраст - 7,5 лет).
Тенденции: Единой тенденции у авиакомпании нет. Похоже она просто подбирает то что есть на вторичном рынке подешевле.
8. Азур Эйр
Перевезено: 3,5 млн. пассажиров (+85%)
Выведены из авиапарка: 20-летний Б-737 отправлен доживать свой век в украинский Азур. Туда же отправился 15-летний Б-777.
Пополнение авиапарка: 25-летний Б-757, 2 Б-777 (средний возраст - 13 лет).
Тенденции: Авиакомпания ориентируется на боинги. Но держать в парке 4 разных типа для авиакомпании такого размера нецелесообразно. Парк авиакомпании очень старый, средний возраст самолётов 22 года.
9. Смартавиа
Перевезено: 3,4 млн. пассажиров (+117,6%)
Пополнение авиапарка: 3 А-320нео (возраст - 4,7 года).
Тенденции: Смартавиа стала в 2021 году лоукостером и выстраивает будущий авиапарк на основе самолётов А-320нео. Боинги 737, средний возраст которых 14 лет, будут выведены из парка до 2025 года.
10. Ред Вингс
Перевезено: 2,9 млн. пассажиров (+97,6%)
Выведены из авиапарка: 2 А-320.
Пополнение авиапарка: 3 новых Суперджета, 18-летний А-321, 3 Б-777 (средний возраст -24 года).
Тенденции: Подконтрольная Ростеху авиакомпания переходит на эксплуатацию отечественных самолётов Суперджет и МС-21. Возрастные боинги и эйрбасы всего лишь переходный вариант.
11. Азимут
Перевезено: 1,9 млн. пассажиров (+74,6%)
Пополнение авиапарка: 2 новых Суперджета с именами "Тобол" и "Амур".
Тенденции: На сегодня это единственная в России авиакомпания, эксплуатирующая только Суперджеты. На МАКС-2021 подписан договор об увеличении Суперджетов в парке до 25 самолётов. Там же Азимут подписал договор о поставке 10 А-220-300 в течение 5 лет. Поступление самолётов в парк будет зависеть от получения российского сертификата А-220, который в свою очередь, может быть увязан с получением европейского сертификата для МС-21.
12. Икар (Пегас Флай)
Перевезено: 1,6 млн. пассажиров (+127,4%)
Пополнение авиапарка: 2 Б-777 (возраст 17 и 23 года) переведены из материнской авиакомпании "Нордвинд".
Тенденции: Ситуация аналогична Азу Эйр. Содержать в парке 4 типа самолётов от 2 разных авиапроизводителей, как минимум неэффективно.
13. Роял Флайт
Перевезено: 1,4 млн. пассажиров (+59%)
Выведены из авиапарка: 22-летний Б-757.
Тенденции: Проблемы характерные для большинства чартерных авиакомпаний России. Очень разнотипный (4 типа) и возрастной (20 лет) парк.
14. Ямал
Перевезено: 1,2 млн. пассажиров (+83,8%)
Изменений в парке нет, а рост пассажиропотока есть. В том числе благодаря Суперджетам, которые летают по маршрутам, ранее выполнявшимся на списанных в 2020 году CRJ-200.
15. НордСтар
Перевезено: 1,1 млн. пассажиров (+33,5%)
Выведены из авиапарка: 4 турбовинтовых АТР-42 переданы дочерней авиакомпании "КрасАвиа".
Тенденции: Авиакомпания имеет договор на покупку 5 Б-737MAX, но в интернете циркулируют активные слухи, что Нордстар от них отказался.
16. Аврора
Перевезено: 987 тыс. пассажиров (+35%)
Выведены из авиапарка: в рамках создания единой дальневосточной авиакомпании 21-летний DHC-8-300 передан авиакомпании "Полярные авиалинии".
Тенденции: Единая дальневосточная авиакомпания сделала ставку на отечественные самолёты. В следующем году Аврора получает первые Суперджеты.
17. ИрАэро
Перевезено: 837 тыс. пассажиров (+53,5%)
Пополнение авиапарка: 16-летний А-319, 2 Ан-24 возрастом около 50 лет.
Тенденции: Авиакомпания ориентируется на российские самолёты. Ожидает поступления МС-21 в рамках заказа на 10 самолётов. Парк Суперджетов тоже будет расти.
18. Якутия
Перевезено: 767 тыс. пассажиров (+70,5%)
Пополнение авиапарка: 17-летний Б-737-800.
Тенденции: Авиакомпания находится в сложной финансовой ситуации. Подписан контракт на 10 Суперджетов, но в 2021 году их лизингодатель ГТЛК грозилась отозвать у авиакомпании имеющиеся борта со ссылкой на неудовлетворительное техническое обслуживание самолётов.
19. Алроса
Перевезено: 465 тыс. пассажиров (+33,5%)
Пополнение авиапарка: 24-летний Ан-38.
Тенденции: Стратегия развития авиапарка не объявлена.
20. РусЛайн
Перевезено: 436 тыс. пассажиров (+23,7%)
Выведены из авиапарка: 20-летний CRJ-200.
Тенденции: Авиакомпании явно нужно обновлять флот. Сейчас средний возраст авиапарка - 21,5 года. Самый очевидный кандидат для обновления - Суперджет, но заказ пока не сделан.
Для получения позитивных новостей про российский авиапром не забудьте подписаться на наш Телеграм. (доступен не только на смартфонах, но и в версии для настольных компьютеров)
Топ 5 наших статей в 2021 году:
Сравниваем МС-21 с прямыми конкурентами
Канада и Япония на выход? Конкуренты Суперджета и Ил-114 сходят с дистанции
Россия не уступила Боингу. Полёты 737 MAX по-прежнему под запретом
Победа ставит крест на Боингах 737 MAX
Российский авиапарк продолжает рост. Боинг больше не первый в России