Найти в Дзене
Планета Сибирь

Зарисовка ГУЛАГа с натуры. Как сложилась судьба смелой художницы

Жизнь художника Ирмы Юльевны Худяковой (в девичестве - Ирмгардт Амалия Геккер) похожа на большой драматический сериал. И, если бы девочке, родившейся в Чикаго, в своё время предсказали, что она будет жить в Европе, потом переедет в Россию, поступит в художественный институт, перед дипломом будет арестована, пройдёт череду унизительных допросов, попадёт в ГУЛАГ, где полюбит уголовника, родит ему троих детей и счастливо проживет с ним всю оставшуюся жизнь, она упала бы в обморок, но вышло именно так. Отец Ирмы Юлий Федорович Геккер, доктор истории и философии, преподаватель Колумбийского университета. Мать Элизабет Шарлотта Юнкер родилась в семье профессора богословия в Франкфурте на Майне. В 1913 году в Нью-Йорке в семье Геккер родилась первая дочь Алиса Гортензия, в 1915 - Марселла Луиза, а через год в Чикаго Ирмгард Амалия. Ирме исполнилось пять месяцев, когда семья выехала в Европу, осела в швейцарской Лозанне, где увидела свет четвертая дочь Ольга София. 1920 год становится несчаст
Оглавление
Лагерь в  Мариинске. Рисунок Ирмы Худяковой
Лагерь в Мариинске. Рисунок Ирмы Худяковой

Жизнь художника Ирмы Юльевны Худяковой (в девичестве - Ирмгардт Амалия Геккер) похожа на большой драматический сериал. И, если бы девочке, родившейся в Чикаго, в своё время предсказали, что она будет жить в Европе, потом переедет в Россию, поступит в художественный институт, перед дипломом будет арестована, пройдёт череду унизительных допросов, попадёт в ГУЛАГ, где полюбит уголовника, родит ему троих детей и счастливо проживет с ним всю оставшуюся жизнь, она упала бы в обморок, но вышло именно так.

Ирма Юльевна работал чертежников в экспедиции. Фото из семейного архива
Ирма Юльевна работал чертежников в экспедиции. Фото из семейного архива

Отец Ирмы Юлий Федорович Геккер, доктор истории и философии, преподаватель Колумбийского университета. Мать Элизабет Шарлотта Юнкер родилась в семье профессора богословия в Франкфурте на Майне. В 1913 году в Нью-Йорке в семье Геккер родилась первая дочь Алиса Гортензия, в 1915 - Марселла Луиза, а через год в Чикаго Ирмгард Амалия.

Детство Ирмы прошло в  Америке. Фото из  семейного архива
Детство Ирмы прошло в Америке. Фото из семейного архива
Ирме исполнилось пять месяцев, когда семья выехала в Европу, осела в швейцарской Лозанне, где увидела свет четвертая дочь Ольга София. 1920 год становится несчастливым для семьи, заболела полиомиелитом старшая дочь Алиса, ноги у нее на всю жизнь остались парализованными. В этом же году Геккеры вернулись в Америку.

Осенью 1921 года семья вновь пересекает океан и останавливается в Австрии. Отец работает по линии международного Красного креста в лагере русских военнопленных, занимается их возвращением на родину, попутно открывая мастерские и школы для неграмотных солдат. В это время в Потсдаме родилась пятая дочь Вера Елизавета, и вскоре семья едет в Россию. Юлий Геккер получил личное приглашение наркома просвещения Луначарского.

Юлий Геккер. Фото из семейного архива
Юлий Геккер. Фото из семейного архива

В Москве трое старших девочек пошли в русскую школу. Тогда же Ирма впервые попала в изобразительную студию, следующей ступенью стал художественный техникум, учеба у художника-реалиста Арона Ржезникова. А в 1935 году ее приняли на факультет живописи Московского института изобразительных искусств (ныне им. Сурикова). Первые три курса Ирма Юльевна закончила в мастерской Георгия Ряжского, а с четвертого курса перешла в мастерскую Бориса Иогансона. В это время Геккеры переехали на Клязьму.

Сестры Геккер на Клязьме под Москвой. Фото из семейного архива
Сестры Геккер на Клязьме под Москвой. Фото из семейного архива

Далее мы приводим маленькие фрагменты из ещё неизданной книги воспоминаний Ирмы Худяковой.

«Однажды, рано утром, в марте, приехала мама и тихо сказала: «Сегодня ночью арестовали папу. Был большой обыск, увезли много бумаг и письма из папиного архива». Начались мамины поиски папы по тюрьмам. Усталая вечером она возвращалась в пустой дом на Клязьме и садилась писать прошения, запросы в НКВД. Наконец, она нашла папу на Лубянке, у нее приняли передачу 50 рублей.»

В тюремной камере - один из первых набросков Ирмы Худяковой.
В тюремной камере - один из первых набросков Ирмы Худяковой.

Юлий Геккер был арестован 16 февраля 1938 г «как враг народа» и «шпион в пользу американского империализма». По представлению нач. 8-го отдела ГУГБ НКВД И.И. Шапиро за подписью Сталина, Молотова, Кагановича, Жданова. 27 апреля 1938 по обвинению в шпионаже расстрелян и похоронен на «Коммунарке» (Моск. обл.)

«Наступил апрель. Теплое дыхание весенних ночей проникало в дом. 5 апреля я уже спала, когда послышался резкий стук во входную дверь. Это были два сотрудника НКВД с ордером на арест мамы. Ей предложили одеться и скомандовали: «Выходите!» На нижних ступеньках мама остановилась, оглянулась, не понимая, что происходит. Она вся сгорбилась, стала маленькой, и шагнула в темноту…»

Такой увидела себя  в зеркале.
Такой увидела себя в зеркале.

Ирму, не признавшую отца врагом народа, исключили из комсомола, но в институте оставили. Она закончила преддипломный пятый курс в мастерской Александра Осьмеркина. «22 июня 1941 года началась война. Я внутренне готовилась ехать на фронт. В один из дней нам раздали анкеты, где надо было указать национальность. Я честно написала «немка», мне сразу сказали: «Больше не приходите!» Была разорвана последняя связь с институтом.

Ирма Юльевна Худякова. Автопортрет.
Ирма Юльевна Худякова. Автопортрет.

«Пришла от мамы весточка! Без всякого следствия она просидела в Московской тюрьме, а потом их отправили в товарниках на Север. Ей удалось достать листочек бумаги, где она черкнула записку и адрес, которую бросила в щель в вагоне, когда эшелон подходил к Клязьме. Судьба помогла поднять эту записку человеку, который все понял, бросил в почтовый ящик нашего дома, не показавшись сам. На зимние каникулы я собралась к маме в Коми АССР «Ухтопечлаг», чтобы увезти ей продуктов. Маму привели! Она улыбалась беззубым ртом - цинга, а у меня градом бежали слезы…»

«10 сентября утром к дому на Клязьме подъехали две легковые машины. Дома были Марселла с шестимесячным Алешей, Вера и я. Доставили нас на Петровку. Немного погодя привезли из школы Алису. Почти до вечера допрашивали всех по отдельности. Затем была женская Невинская тюрьма на Садовом кольце. Допрос, а говорить совершенно нечего: «Где агитировала? Дорисовалась? Говори, с кем дружбу вела?»

Железнодорожные вагоны набивали до рассвета, потом закрыли двери и все стихло, состав тронулся, все зарыдали, прощаясь с Москвой. Состав уходил на восток. Иногда поезд останавливался. Охранники закатывали бочку воды, раздавали хлеб и кусочки сушеной рыбы. На 24 сутки поезд прибыл в Киргизию в город Фрунзе. Потянулась долгая зима, началась эпидемия тифа.

Будущий муж Сергей. Рисунок выполнен в лагере
Будущий муж Сергей. Рисунок выполнен в лагере

В камере первое время курильщикам выдавали махорку и бумагу. Вот на ней и делала наброски с натуры.

Когда за решеткой окна в горах у подножия Тянь-Шаня зацвели абрикосы, меня вызвали с вещами и объявили, что по решению особого совещания по статье 58, часть 2 (военное время) пункт 10 (антисоветская агитация) меня осудили сроком на пять лет.»

«Я была настолько слаба, что конвой отказывался меня брать на этап. Не покидала одна мысль – это конец! Как ни странно, выжить помог начальник поезда. На перроне он купил зеленых яблок, принес их в своей фуражке и заставил конвойного приносить горячий чай с сахаром. До Мариинска ехали трое суток. На территории лагеря работали художественные мастерские, которыми заведовал художник Анатолий Должанский. Ему нужны были мастера, поэтому меня отправили в больницу, а потом в барак.»

Дочь Вера родилась  в лагере  в 1944 году. Рисунок Ирмы Худяковой
Дочь Вера родилась в лагере в 1944 году. Рисунок Ирмы Худяковой

"Однажды перед обедом к нам в мастерскую зашел молодой человек в полувоенной форме, такую носили вольные работники лагерей. Шевелюра светлых волос, зеленые глаза. Это был бригадир столярки и кузницы Сергей. Впоследствии он неоднократно приходил, садился в уголке и наблюдал за моей работой.» Ирма начала работать в лагерной мастерской.

«В лагерь стали приходить с фронта вагоны, набитые одеждой, которую сняли с убитых. Одежду стирали, кипятили, красили и она опять шла на пользу.»

«Пришло время комиссии рассматривать дела о нашем досрочном освобождении. Сергея освободили, а меня нет. Оставалось сидеть еще три года. После пеллагры, перенесенной в начале заключения, доктор сказал, что у меня никогда не будет детей, но после отъезда Сергея я узнала, что у меня будет ребенок!!! Дочка родилась 22 сентября. Помню, проснулась после наркоза, медсестра поднесла ребенка и говорит: "Девочка у тебя". А я кричу: "Верочка!" В лагерных яслях было очень холодно, замерзала даже вода в бутылочках, из которых кормили малышей. Вскоре за дочкой с воли приехал Сергей.»

С мужем Сергеем Алексеевичем на Байкале.  Фото из семейного архива
С мужем Сергеем Алексеевичем на Байкале. Фото из семейного архива

«Кое-как дождались весны. Как гром среди ясного неба пришло сообщение о Победе. Комендант забежал в барак и закричал: "Война кончилась! Победа!" Все плакали от радости, заключенные и охранники обнимались. С нетерпением ждали амнистии. Виновным себя никто не считал, думали — произошла ошибка, разберутся, освободят, просто не до нас, идет война. Однако на волю ушли все, кроме осужденных по 58-й политической статье.»

10 сентября 1946 года Ирма Юльевна уехала к мужу и дочери в Кемеровскую область. Въезд в крупные города ей был запрещен. Сергею удалось устроиться на работу в оторванном от жилья лесоучастке. Сказочно красивый край, горная Шория. Ирма начинает писать пейзажи и портреты близких.

Из цикла "Байкал. Времена года"
Из цикла "Байкал. Времена года"

В 1947 году у Худяковых родился сын Юлий. Через 3 года сын Сергей. Постепенно вся семья собирается в Западной Сибири. На очередное письмо Маленкову после смерти «отца народов» поселенцам разрешают перебраться в Иркутск. Ирма преподает в Иркутском художественном училище вместе с Лебединским, Вычугжаниным, Богдановым, Алексеевым.

Рисунок из саянского цикла
Рисунок из саянского цикла

В 1954 году ссыльных освободили из спецпоселений, выдали паспорта. Вскоре пришло сообщение, что постановление об обвинении Ирмы Геккер отменено и дело прекращено за отсутствием состава преступления. Сергей Алексеевич работал бухгалтером, Ирма Юльевна – чертежником, техником-геологом. В 1959 году они переезжают в поселок Монды в Саяны. Впервые здесь у художника появилась своя мастерская.

"Байкал. Времена года"
"Байкал. Времена года"

Саяны становятся ее первой любовью. Горы, Мунку-Сардык, скалы, геологические стоянки, геологи на работе, на отдыхе… В 1973 году Ирма Юльевна выходит на пенсию.

Саяны. Стоянка чабанов.
Саяны. Стоянка чабанов.

Чтобы поддержать здоровье Сергея Алексеевича, Худяковы уезжают на Байкал и строят дом в Максимихе Баргузинского района. Этот период Ирма Юльевна называла «пенсионным возрождением», она пишет акварельный альбом «Байкал. Баргузинский залив. Времена года». Затем появляется альбом «Восточный Саян», который рождается на основе эскизов, сделанных в Мондах. Ирма Юльевна рисует Байкал практически каждый день, в разную погоду.

Портрет пожилой женщины. Рисунок из саянского цикла
Портрет пожилой женщины. Рисунок из саянского цикла

В 1984 году умирает Сергей Алексеевич, в 1994 году - младший сын Сергей. Ирма Юльевна очень тяжело переживает смерть близких людей. В этот период она начинает писать книгу воспоминаний, тогда семья впервые увидела рисунки, которые Ирма Юльевна сохранила со времен лагеря.

«Сейчас так много информации появилось о лагерях, что она уже перестает потрясать людей, они привыкают к ней, это даже надоедает. А так не должно быть», - говорила Ирма Юльевна.

"Байкал. Времена года"
"Байкал. Времена года"

В 1998 году дочь Вера с мужем переезжают к детям под Иркутск. На новом месте у нее собственный домик, она старается писать, но болезнь делает свое страшное дело, руки не слушаются, она пытается рисовать хотя бы в воображении.

Жители деревни Моты под Иркутском и не подозревали об удивительной судьбе высокой женщины с шапкой абсолютно белых кудрей, которая ходила по лесу, пока позволяли силы, вглядывалась в каждое дерево, в каждый листочек, словно искала сюжет для своих новых картин…

Первого апреля 2002 года Ирмы Юльевны Худяковой (Геккер) не стало…

Понравился материал - ставим лайк, подписываемся на канал "Планета Сибирь"