Найти тему
Русская Семёрка

Спасти Павла Ватутина: почему советского солдата считают прототипом «рядового Райана»

Драма Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана» считается одним из лучших американских фильмов о Второй мировой войне. Эпопею об отряде, посланном в Нормандию, чтобы вернуть домой одного-единственного солдата, с замиранием сердца смотрели миллионы зрителей по всему миру. Однако мало кто знает, что прототипом Джеймса Райана мог быть советский боец Павел Ватутин.

Брат генерала

Павел Ватутин приходился родным братом генералу Николаю Ватутину, командующему Первым Украинским фронтом. У его матери Веры Ефимовны забрали на войну четверых сыновей. Одного за другим она потеряла троих — последним погибшим в семье стал сам генерал Ватутин, который в 1944 году скончался в Киеве от последствий ранения, полученного в бою с бандеровцами. После того, как Вера Ефимовна обратилась с просьбой к Никите Хрущеву, ее старшего сына Павла вернули домой.

Данное неординарное решение объяснялось, предположительно, тем фактом, что речь шла о семье крупного военачальника. Когда же дело касалось обычных граждан СССР, рассчитывать на жесты гуманизма со стороны военкоматов не приходилось. В Красной Армии никто не считал, сколько жизней положила на алтарь победы та или иная семья. Например, у кубанской крестьянки Епистимии Степановой погибло шестеро сыновей, один из которых стал Героем Советского Союза. Чудом выжил лишь седьмой сын, но он вернулся домой уже после Победы, в августе 1945 года.

Бродячий сюжет

Как считают авторы документального фильма «Рассекреченная история. Спасти рядового», до американских кинематографистов история Павла Ватутина дошла через знавшего его семью советского режиссера Юрия Озерова. Первоначально эпизод о возвращенном домой рядовом должен был войти в киноэпопею Озерова «Освобождение», но был вычеркнут из окончательного сценария. В конце 1980-х Озеров, снимая фильм «Сталинград», сотрудничал с американской компанией Warner Bros. Предположительно, режиссер рассказал о Ватутине во время неформального общения с американскими коллегами.

Совпадение сюжетов не осталось незамеченным. По словам военного историка Сергея Кудряшова, сразу после выхода на экраны фильма «Спасти рядового Райана» вопрос о заимствовании Спилбергом чужой истории подняли русскоязычные американские газеты.

Версии о других прототипах

Во время Второй мировой войны Соединенные Штаты, имевшие многочисленное население, не испытывали трудностей с мобилизацией. Поэтому у американского военного ведомства не было необходимости призывать на службу всех сыновей одной матери. Однако и в Америке происходили истории, подобные той, что случилась в семье Ватутина. Например, в 1942 году военная пропаганда восхваляла подвиг пятерых братьев Салливан, записавшихся в армию добровольцами. В итоге все пятеро разом погибли 13 ноября 1942 года, когда корабль USS Juneau, на котором они служили, был потоплен японцами.

Непосредственной же основой фильма Спилберга, предположительно, стала история десантников, братьев Ниланд. Когда трое из них оказались в списках безвозвратных потерь, четвертого отозвали с театра сражений. Однако впоследствии выяснилось, что выжил еще один брат, который попал в плен к японцам. Точных сведений о том, какой из сюжетов вдохновил Стивена Спилберга, нет.

«По некоторым данным, фильм основан на реальных событиях, которые происходили во время войны с братьями Ниландами, когда был принят закон о распределении всех военнообязанных членов семьи по различным воинским частям, а также о возвращении последнего живого из них с фронта. Но по другим данным, основой истории стали события, которые произошли с советским солдатом», — отмечает Джулия Кэмерон, автор книги «50 великих фильмов, которые нужно посмотреть».

В ленте «Спасти рядового Райана» самым неправдоподобным является формирование специального отряда для сохранения жизни одного солдата. Такого в истории Второй мировой войны не происходило ни в одной армии. Если требовалось забрать кого-то с фронта, соответствующий приказ просто передавался в его часть — например, по радиосвязи. После этого боец мог собираться и спокойно отправляться домой.