Найти тему
Журнал Кинжал

Что такое мозгоштурм

Оглавление

И зачем он нужен.

Вам наверняка приходилось слышать от коллеги такую фразу: «Пойдём поштормим?». Потом вы оказываетесь в переговорке ещё с пятью людьми. Все сонные, замученные и поглядывают на часы. На доске выведено: ИДЕИ ДЛЯ ПОДАРКОВ БИЗНЕС-ПАРТНЁРАМ.

Кто-то тихонько предложил подарить корзинки с фруктами, как в прошлом году.
Кто-то громче повторил, все похлопали в ладоши и разошлись.

Это похоже на мозговой штурм, но нет. Сейчас объясним.

Мозгоштурм — это не планёрка

Для начала нужно понять важную вещь: мозгоштурм — это не планёрка.

Планёрка — это когда люди собираются, чтобы принимать решения. Результат планёрки — задания, решения, действия, конкретные обязательства.

Мозгоштурм — это когда люди создают идеи. Результат мозгоштурма — только идеи, любой степени бредовости. На мозгоштурме не принимаются никакие решения и не даются никакие поручения.

Встреча по поводу бизнес-подарков и корзины с фруктами — это не мозгоштурм, а планёрка, потому что целью встречи было решить, что дарить. А на мозгоштурме принципиально нельзя принимать решения, только «штурмовать».

Мозгоштурм — это свежий взгляд на идеи

На мозгоштурме люди собираются в каком-то пространстве (может быть, даже виртуальном) и делают три вещи:

  • набрасывают свои идеи,
  • развивают чужие идеи,
  • фиксируют все идеи.

Задача участников — так развить свои и чужие идеи, чтобы получить новые.
Чем больше идей, тем выше шанс, что среди них будут и хорошие. Сами идеи пока что не критикуются, по ним не принимаются решения. Никто не должен предлагать ни реалистичные, ни экономически эффективные решения. Просто придумываем.

Эффект мозгоштурма в «перекрёстном опылении»: когда одни люди «вываливают» идеи из своей головы, другие люди смотрят на эти идеи по-своему, третьи добавляют, и так постепенно рождается нечто новое. Сила не в том, что один гениальный человек придумал идею и все её поддержали. Сила в том, чтобы много разных голов посмотрели на множество идей каждый со своей стороны.

Сначала это много плохих идей

-2

На самом деле наши идеи ограничены нашими же когнитивными искажениями:

  • у нас не такой большой жизненный опыт;
  • мы видим мир только со своей точки зрения;
  • мы можем плохо знать других людей, их боли и задачи.

С нашей точки зрения, идеи могут быть классными, а со стороны — увы.

-3

И вот мы приходим на мозгоштурм и высыпаем свои идеи на всеобщее обозрение. Дальше эти идеи перемешиваются, взаимодействуют с другими, комбинируются, обсуждаются, и со временем, благодаря множеству взглядов и соединений, у нас есть шанс создать что-то более интересное.

-4
-5

Мозгоштурм — это лишь часть поиска творческой идеи, а не весь поиск. Он хорошо укладывается в модель любого креативного процесса:

  1. Найти и определить проблему.
  2. Изучить сферу, на которую будем влиять.
  3. Собрать информацию, которая может относиться к проблеме.
  4. Взять паузу на «переваривание».
  5. Высказать много разнообразных идей ← МОЗГОШТУРМ  🌀
  6. Скомбинировать идеи в неожиданных сочетаниях ← МОЗГОШТУРМ  🌀
  7. Выбрать лучшие идеи.
  8. Уточнить идею, чтобы она была пригодной для реализации.

Отсюда важное правило:

Не собирай мозгоштурм, пока не разобрался в проблеме