И зачем он нужен.
Вам наверняка приходилось слышать от коллеги такую фразу: «Пойдём поштормим?». Потом вы оказываетесь в переговорке ещё с пятью людьми. Все сонные, замученные и поглядывают на часы. На доске выведено: ИДЕИ ДЛЯ ПОДАРКОВ БИЗНЕС-ПАРТНЁРАМ.
Кто-то тихонько предложил подарить корзинки с фруктами, как в прошлом году.
Кто-то громче повторил, все похлопали в ладоши и разошлись.
Это похоже на мозговой штурм, но нет. Сейчас объясним.
Мозгоштурм — это не планёрка
Для начала нужно понять важную вещь: мозгоштурм — это не планёрка.
Планёрка — это когда люди собираются, чтобы принимать решения. Результат планёрки — задания, решения, действия, конкретные обязательства.
Мозгоштурм — это когда люди создают идеи. Результат мозгоштурма — только идеи, любой степени бредовости. На мозгоштурме не принимаются никакие решения и не даются никакие поручения.
Встреча по поводу бизнес-подарков и корзины с фруктами — это не мозгоштурм, а планёрка, потому что целью встречи было решить, что дарить. А на мозгоштурме принципиально нельзя принимать решения, только «штурмовать».
Мозгоштурм — это свежий взгляд на идеи
На мозгоштурме люди собираются в каком-то пространстве (может быть, даже виртуальном) и делают три вещи:
- набрасывают свои идеи,
- развивают чужие идеи,
- фиксируют все идеи.
Задача участников — так развить свои и чужие идеи, чтобы получить новые.
Чем больше идей, тем выше шанс, что среди них будут и хорошие. Сами идеи пока что не критикуются, по ним не принимаются решения. Никто не должен предлагать ни реалистичные, ни экономически эффективные решения. Просто придумываем.
Эффект мозгоштурма в «перекрёстном опылении»: когда одни люди «вываливают» идеи из своей головы, другие люди смотрят на эти идеи по-своему, третьи добавляют, и так постепенно рождается нечто новое. Сила не в том, что один гениальный человек придумал идею и все её поддержали. Сила в том, чтобы много разных голов посмотрели на множество идей каждый со своей стороны.
Сначала это много плохих идей
На самом деле наши идеи ограничены нашими же когнитивными искажениями:
- у нас не такой большой жизненный опыт;
- мы видим мир только со своей точки зрения;
- мы можем плохо знать других людей, их боли и задачи.
С нашей точки зрения, идеи могут быть классными, а со стороны — увы.
И вот мы приходим на мозгоштурм и высыпаем свои идеи на всеобщее обозрение. Дальше эти идеи перемешиваются, взаимодействуют с другими, комбинируются, обсуждаются, и со временем, благодаря множеству взглядов и соединений, у нас есть шанс создать что-то более интересное.
Мозгоштурм — это лишь часть поиска творческой идеи, а не весь поиск. Он хорошо укладывается в модель любого креативного процесса:
- Найти и определить проблему.
- Изучить сферу, на которую будем влиять.
- Собрать информацию, которая может относиться к проблеме.
- Взять паузу на «переваривание».
- Высказать много разнообразных идей ← МОЗГОШТУРМ 🌀
- Скомбинировать идеи в неожиданных сочетаниях ← МОЗГОШТУРМ 🌀
- Выбрать лучшие идеи.
- Уточнить идею, чтобы она была пригодной для реализации.
Отсюда важное правило:
Не собирай мозгоштурм, пока не разобрался в проблеме