Корпорация «Иркут» совместно с авиакомпанией «Россия», крупнейшим эксплуатантом самолетов Суперджет-100, подготовили выпуск программы «Авиастопом по России» – проект питерского телеканала Russian Travel Guide. Это небольшая 10-15-минутная программа про то, куда можно слетать на 2-3 дня по России интересным маршрутом, чтобы с пользой и неизбито провести время.
Я частенько пишу о том, как создаются самолёты и вертолёты, о работе авиакомпаний и аэропортов, авиационных выставках и музеях. Тема сегодняшнего рассказа уникальна, потому что никогда раньше никто не делал фоторепортажей о том, как создаётся телепрограмма «Авиастопом по России». Так что я первая.
Каждый выпуск «Авиастопщиков» – отдельное путешествие прямым рейсом авиакомпании «Россия» на Суперджете в симпатичной красно-серой ливрее.
Куда же на этот раз отправится ведущий – авиационный инженер, пилот и блогер Андрей Шепеляев? Съёмочная группа уже побывала в Астрахани и Магнитогорске, скоро будет Архангельск, но куда теперь?
Прямо в центре – искомый пункт назначения. Нижний Новгород!
Муки выбора – снимаются несколько дублей. То пассажиры перекроют картинку, то Андрей немного не тем ракурсом повернётся. Здесь в кадре режиссёр в роли осветителя, оператор и звукорежиссёр.
Это на экране всё легко и просто. Пришёл, увидел, полетел… погулял, сфотографировался, улетел. Но, как это обычно и бывает, за кадром остаётся тяжёлая работа. Дубль за дублем. И это не считая долгих часов монтажа.
Пока идёт съёмка одной нехитрой сцены, я пробую найти какие-то нехитрые жанровые кадры. Вот мечтательный взгляд на Суперджет, который вскоре унесёт автора на берега Оки и Волги…
Ну и куда же без котиков! Очень вовремя провели парочку абиссинцев на поводках: в аэропорту так много всего интересного!
Съёмки в «Шереметьево» завершены, пора отправляться в полёт!
Дальше, по логике, должны быть кадры с борта самолёта. Но это же телевидение ютуб, тут всё нелинейно. Передача должна быть динамичной, поэтому переносимся из терминала B аэропорта «Шереметьево» на склад RAPART SERVICES, который обслуживает Суперджеты.
Сигнальная красная лампа означает, что сотрудник обрабатывает заказ в ситуации AOG – Aircraft On Ground или «Самолёт на земле». В это же время довольно громко звучит сирена – впечатляет!
Те, кто хорошо знаком с авиационной тематикой, знают, что существуют отложенные дефекты, с которыми можно продолжать полёт. Но если неисправность обнаружена в системе, непосредственно влияющей на безопасность полёта, самолёт останется на земле до тех пор, пока проблема не будет устранена.
А это значит, что в ситуации AOG необходимо как можно скорее обработать заказ, доставить запчасть в аэропорт и отправить в любую точку планеты, которую укажет клиент. Куда отправится эта коробка: в Иркутск или Якутск, Красноярск или Краснодар?
Работа со срочными заявками ведётся 24 часа в сутки. Задача – уложиться в четыре часа от момента поступления заказа на деталь до момента доставки её со склада в точку, где её примет заказчик. Близость склада к аэропорту «Шереметьево» удобна вдвойне: с одной стороны, тут базируется крупнейший клиент, авиакомпания «Россия». С другой – маршрутная сеть аэропорта настолько обширна, что в большинстве случаев запчасти удаётся отправить прямым рейсом в течение менее чем 24 часов.
Вот, например, кресло, которое после обслуживания вернётся в авиакомпанию. Оно не сломалось, просто подошёл гарантийный срок по регламенту.
А вот команда, которая обсуждает, как провезти кресло, где поставить камеры, как поставить свет, куда при этом должен смотреть Андрей. И дубль за дублем...
Поехали!
Магия кино: из пилотского кресла на складе – в кресло в салоне Суперджета, летящего в Нижний Новгород.
Если лечу экономом, стараюсь выбрать место 6А, которое сразу за бизнесом – там красивый вид на двигатель. Но если не получилось, не страшно – в Суперджете очень хороший кресельный шаг и на самом деле не так важно, на каком ряду сидеть.
Взлетаем с видом на Суперджеты «России» и «Аэрофлота» на парковке около терминала B.
Съёмку инструктажа согласовываем с авиакомпанией заранее.
Проверяем наличие инструкций по безопасности.
Самое интересное – съёмка планеты Земля через иллюминатор!
Кафедральный собор во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского на Стрелке в Нижнем Новгороде и новый центр притяжения – площадь рядом со стадионом. Впрочем, мне без стадиона Нижний нравился больше...
Добро пожаловать в Нижний Новгород! Вас встречает аэропорт Чкалов!
Не сфоткался – не был!
По сценарию Андрей отправляется из аэропорта на такси. Вот он как раз заказывает автомобиль. И ведь действительно, на такси с одним оператором и уехал, а мы потом догоняли его на автобусе с остальной группой.
Вся команда, оборудование, личные вещи… тут по размеру подошла бы «Газель» – очень актуально в Нижнем, который их производит.
Заселение в гостиницу тоже не остаётся без внимания съёмочной группы. А вот войдёт ли этот момент в ролик, трудно сказать.
Первый день в Нижнем Новгороде закончен. Прекрасный закат на набережной удалось посмотреть только из окна автомобиля. Сегодня надо пораньше лечь спать, потому что завтра мы проведём день на гонках!
Нижегородская трасса встретила нас с утра пасмурной погодой, но наш задор этим не погасить!
Потому что когда в лёгком хэтчбеке несколько сотен сил, а точнее 265, скучно быть не может по определению! Врррр… занос, доворот, и газу, газу!
Ощущения непередаваемые! Я бы тоже с удовольствием села за руль, но моя задача – бейкстейдж и эмоции.
Работа операторов обычно остаётся за кадром: мы видим только сосредоточенных людей, которым предстоит обуздать нрав не в меру резвой машины.
Но публика любит необычные ракурсы, поэтому ради них приходится втискиваться с камерой на пассажирское место…
...часто приходится приседать…
…и даже соревноваться с автомобилем в разгоне. Хорошо, что на короткие дистанции.
Когда съёмочная группа перевыполнила норму ГТО, нам подали «спецтранспорт».
Финальные кадры, и гоночная серия завершена.
После такой напряжённой работы что надо сделать? Конечно, подкрепиться. Вот этими замечательными чёрными пельменями.
Подсветку оператор делает с помощью листа бумаги и фонарика. Перед этим пробовали задник картины со стены и белый стул.
Долго ещё снимать будем? Уже спать хочется, но перед этим уничтожить пельмени!
Ну наконец-то можно и перекусить! (на самом деле нет)
И вздремнуть, пока никто не снимает (на самом деле нет)
Но перерыв краток, ибо нас по сценарию ждёт Покровка, она же Большая Покровская улица – одна из самых старинных в Нижнем Новгороде и, пожалуй, самая известная и самая пешеходная.
Излюбленное место прогулок горожан, гостей Нижнего Новгорода и ростовых фигур, которые известно чем занимаются.
Также это место встреч с замечательными людьми.
Если кто не узнал (уверена, что это те, кому до 20-25) – это прославленный актёр Евгений Евстигнеев. Он во второй половине 1940-х учился в Горьковском театральном училище, а на Большой Покровской был учебный театр, в котором Евгений Александрович начал свою карьеру.
Товарищ Дынин, он же Корейко, он же профессор Плейшнер, он же Профессор Преображенский, он же вор в законе Ручников. всех и не упомнишь. Десятки незабываемых ролей Евгения Александровича сделали его одним из любимейших артистов СССР и РФ.
Нелегка служба театральная. Да и телевизионная ютубная – не сахар.
К современному зрителю на хромой козе не подъедешь. А если попробовать на бронзовой?
Памятник весёлой козе установлен на Покровке с 2005 года, и, по легенде, если потереть ей вымя, случится что-нибудь хорошее.
По одной из версий, козу поставили в честь фестиваля капустников "Весёлая коза". По другой – в 17 веке при пожаре одна коза вырвалась из сарая и пробежала по городу с пожарным колоколом на рогах, тем самым разбудив горожан.
Чистильщики обуви пользовались большим спросом на Руси и в Нижнем увековечили эту профессию, посадив железного паренька в фартуке и щётками на мостовую.
На сегодня программа выполнена, съёмочная группа, забрав не доеденные в "лепитесто" пельмешки, устало бредёт в гостиницу.
Памятники архитектуры реставрируют ко дню города: Крестьянский Поземельный банк с майоликовыми панно на фасаде.
Кто не хочет ходить пешком, может, конечно, заказать такси – и оно выполнит любой ваш каприз за ваши деньги – даже пару автомобилей на крыше сможет перевезти.
Но мы не ищем лёгких путей и идём искать ретро-трамвай! Их в городе несколько, причём это не просто ретро, а совсем новенький, но стилизованный под старый.
Ищите номер 2, который идёт по внутреннему кольцу. Правда мы его ловили довольно долго. Иногда, как в мульте «Фильм, фильм, фильм» приходится чего-то ждать, а потом догонять...
Внутри это – современный трамвай с навороченной кабиной.
Но деревянные скамейки, круглые плафоны, петли на поручнях и бабушки-кондукторы в форменных жилетках создают ностальгическую атмосферу.
Андрей рассказывает, что лавочки вполне удобны, а рядом есть разъёмы для подзарядки гаджетов.
Очередной сюжет записан. Теперь снимаем там!
Остался финальный рывок. В планах съёмка памятника Минину и Пожарскому, посещение музея-усадьбы Рукавишникова и поездка по канатной дороге.
Здесь мы проводим воздушные съёмки. Поиск удачного ракурса при съёмке с дрона – нетривиальная задача. Чуть-чуть смещаешься в сторону – и оказывается, что кругом идёт стройка.
Кремль полным ходом благоустраивают, чтобы успеть ко Дню города.
На набережной идут последние приготовления к празднованию 800-летия.
Скоро весь центр города очистится от тяжёлой техники и снова станет отличным местом для прогулок.
Успели ко дню города! Через пару недель плитка положена и ещё один ретро-трамвай колесит вокруг памятника.
На следующий день опять выбрались на Большую Покровку, где доснимали несколько сюжетов о замечательных нижегородских домах.
А я, пожалуй, посижу в кафе. Нас и здесь неплохо кормят с хорошим видом!
Дублей пять точно записали, пока я не влезла в кадр в витрине кафе.
Ещё одна знаковая локация Нижнего Новгорода – музей-усадьба Рукавишниковых. Нижний Новгород славился своими купеческими династиями, а купцы, в свою очередь, славились и деловой хваткой, и любовью к роскоши. Рукавишников решил сделать дворец не хуже европейских и заказал лучших архитекторов.
На первый взгляд кажется, что выглядит аляповато, дорого и богато, но если приглядеться, всё выполнено со вкусом и каждое помещение имеет свой стиль.
Интерьеры восстановлены с любовью и теперь здесь работает музей, в котором, честно говоря, я зависла... Потому что красота неописуемая и редкой сохранности.
В Нижнем я уже в пятый раз, но только через восемь лет начала его разглядывать и влюбилась окончательно! Город контрастов... И внезапно такой джаз-бенд на стене.
А тут мы с со своим усталым джаз-бэнд в гостинице...
Делаю чекаут – и в аэропорт, ребята остаются ещё на день, чтобы отснять канатку и сёрфинг - смотрите их в ролике на ютубе.
Домооооооой! Заранее выбираю место у иллюминатора 6А - с видом на двигатель и самым большим пространством для ног. Аэропорт Чкалов прощается с нами и желает приятного полёта!
На подлёте к Москве меня встречает гроза. Это очень красиво!
[голос за кадром] Вот такая красота!
Ролик про Нижний Новгород можно посмотреть здесь.
Смотрите также:
Авиашоу в Дубае: лётная программа