Вечер, ухожу из танцкласса. На выходе вахтерша меня тормозит и показывает "вагон и маленькую тележку" забытых детьми вещей. Здесь и кофты, и шарфы, и одна, почему-то, балетка, тетради с музграмоты, и, конечно, телефоны.
Вообще уже не удивляюсь. Привыкла.
У нас, к сожалению, нет индивидуальных шкафчиков и все эти вещи остались "на и в районе" общей вешалки.
В нашем конкретном случае вещь всего скорей найдет владельца: школа небольшая, я напишу в группу родителей, все будет в целости.
Но мы занимаемся не только в школе. Мы ездим на концерты и конкурсы. Часто это огромные Дворцы культуры. И не обходится без потерь практически ни одна поездка.
Вы, конечно, уже поняли по названию канала, что рассеянность - это и моя черта тоже. Сам канал об этом говорит- - рассеянные мысли о разном, но...я борюсь.
Может именно поэтому меня ещё больше расстраивает и огорчает эта черта у детей. Все время чувствую свою какую-то непонятную вину за утерянные вещи.
Однажды я уже писала в полиции объяснительную о пропаже телефона у мальчика. Бабушка заявила, что пропал он в школе. Как вы понимаете, я телефон в глаза не видела. Мальчик же утверждал, что положил его в танцклассе. Телефон нашелся в магазине через несколько дней: он оставил его на кассе перед занятиями.
Да, дети младшего школьного возраста не придают особого значения материальным потерям и не понимают упреков и замечаний. Они могут потерять новые кроссовки, куртку, планшет, ключи. Иногда масштабы потерь становятся колоссальными, бьют по кошельку.
Поэтому эта статья для тех родителей перманентная борьба которых с «превышением лимита утрат» заставляет жить в вечном напряжении.
Одна моя ученица потеряла три телефона подряд. Другая - новые сапоги. Спросите как? Да легко. Переобулись на первом этаже ДК, взяли вещи, идём наверх в кабинет для переодеваний к концерту, все с собой. Их тридцать, плюс костюмы, реквизит. Уследить за вещами каждого невозможно. О том, что мешок с сапогами оставила, она вспомнила только, когда уезжали. Сапоги ушли.
Каждый раз после очередного выступления, я, последняя, обхожу место переодевания. Забираю оставшееся. Но это только в том случае возможно, если переодевались мы одни. Если тут же был ещё коллектив, берегись. Потери будут. Как-то раз народные сапоги за три тысячи рублей мне принесли продавцы из магазина. Мальчики зашли отоварились, а сапоги оставили. Конфеты ж важнее!
Из года в год ситуация эта только усугубляется: дети не приучены следить за своими вещами. Не все. Есть приятные исключения.
Если я вижу как шестилетняя девочка аккуратно вешает костюм на плечики, подкалывая юбочку булавкой ( "бабушка велела, чтоб не упала"), как укладывает мелочи в ранец по своим местам, а не запихивает их хаотично, как переживает, когда не может справится с чехлом и просит помощи, я уверена: эта моя ученица приучена к порядку, она уже ответственна за свои вещи, хоть и мала. Она ничего не потеряет.
Не буду описывать картину обратную. Вы все представляете. Ходить и собирать вещи за безответственными детьми порядком надоело. Я не занимаюсь с 3-4 летними. Мои дети - младшие и средние школьники.
Вот мы много говорим о раннем развитии детей. И на английский они ходят, и на танцы с двух лет. Но элементарным вещам не обучены. Например, завязать шнурки. Это труднее английского? Или застёгивать пуговицы, складывать вещи, вешать их на вешалку, элементарно...выбрасывать за собой фантики...
Начинать надо именно с приучения к порядку: в ранце, в комнате, в одежде. К ответственности за свой внешний вид и свои личные вещи. Семилетний ребенок должен уметь не только сам одеться раздеться, но и аккуратно убрать, сложить свои вещи.
Картина, когда мама натягивает штаны, застегивает куртку, одевает шапку и шарф опустившей руки школьнице, удручает. Отсюда и безответственность. Привычка ни за что не отвечать.
Именно в первые десять лет жизни ребенка психологи советуют родителям вести активную «борьбу» с его невнимательностью и небрежным отношением к личным вещам. Потом будет поздно.
С чего начать? С того, например, чтоб засунуть свои руки в карманы и ждать, пока ребенок оденется сам. Лет с четырех. Ну, разве что, молнию заело. А уж в семь их вообще не доставать.
С жёстких наказаний за беспорядок в вещах и в комнате. Неубрано, не собран ранец - два дня без телефона, а лучше дольше. И не угрозой просто, а реальным делом. А если пришлось помочь собрать быстро неприготовленный ранец, значит и мультиков лишить на недельку.
Все дети, как и взрослые, конечно разные. Забывчивость и рассеянность у детей имеют такие же причины, как и у взрослых. Они являются индивидуальными характеристиками. Дети быстро переключают свое внимание с одного на другое, на то, что им более интересно.
Если ребенок отличается сильной рассеянностью, вот ещё несколько советов.
- Заставляйте утерянные вещи ребенка искать самостоятельно: звонить учителю, вахтеру, возвращаться за потерей. В общем, прилагать усилия, а не смотреть на то, как это делает мама.
- Проговариваривайте вслух. Попробуйте во время сборов проговаривать с ним все шаги. Заостряйте внимание ребенка на том, что ему надо сделать перед выходом из школы или сада. Например, взять свою сумку, проверить количество учебников, найти недостающие. Чем чаще называть вещи, которые могут быть забыты, тем больше шансов, что ребенок вспомнит о них.
- Попробуйте считать предметы. Пересчитайте с ребенком все предметы, которые он берет с собой из дома. Поставьте условие: проверять их количество перед уходом из школы или садика
- Если совсем беда, пишите списки. Только бы он и их не потерял.
- Играйте в игры на запоминание. Самая простая игра называется «Что исчезло?» Раскладываем на столе пять-шесть предметов, ребенок смотрит на них и отворачивается. Затем убираем один предмет. Задача ребенка – сказать, что исчезло. Можно с книгами.
- Определяйте вещам их место. Побороть рассеянность помогает порядок. Научите ребенка складывать вещи на строго определенные места. Я знаю, что и мамы не все вещи могут найти в своем доме. Какой уж с ребенка спрос?
- Вы знаете не могу найти белые колготки ( бантики, джазовки), - самый частый звонок перед выступлением.
А через пять минут:
- Ой, нашла!
Я сама такая. Понимаю, но раздражаюсь.
- Не позволяйте ребенку брать с собой из дома много вещей. Это очень мешает учебному процессу. Также не разрешайте брать с собой дорогостоящие вещи без жёсткой необходимости.
- Не ругайте за утери криком. Смысл? Лучше помогите преодолеть этот недостаток. Возможно в игровой манере, возможно наказанием за беспорядок.
И это не просто борьба с утерянностью вещей, это борьба за воспитание самостоятельности. А это понятие очень широкое. Это не только умение завязывать шнурки, это и инициативность - способность принимать решения по собственному побуждению (а не " мама велела"), и ответственность - готовность исполнять свои обещания и обязанности, адекватная самооценка и многое другое.
Недостаток этот победим.
Это я вам говорю, как очень Рассеянный человек. Вы очень поможете тем самым и педагогу, и своему ребенку.
Пишите. Есть такая проблема? Как решаете? Буду рада комментариям и новым подписчикам на канал.
Читайте еще на моем канале о воспитании детей и проблемах танцевальных коллективов:
Счастливое детство или труд каждодневный: неужели либо - либо?
Хотели купить первоклашке все самое лучшее и дорогое. Но потратились напрасно.
"Моя дочь должна стоять в первой линии, по центру", - объявила педагогу родительница