Наш сегодняшний выпуск посвящен Северо-американскому кино. Причём приставка «северо» здесь является ключевой. В мини-обзоре представлены две непопулярные новинки текущего года, события которых происходят на северных территориях, и соответствующий «зимний» антураж которых играет в них чуть ли не главную роль. Но обо всём по порядку.
«По лесам бродят санитары…»
Пока Тейлор Шеридан занимался откровенной ерундой в проекте под названием «Те, кто желает мне смерти» (о нём мы рассказывали в Выпуске №4), американо-канадские студии Anova Pictures, Madrona Drive, Silencing Canada Productions и Wildling Pictures выпустили в его стиле детективный триллер «Silencing» (в российском прокате – «Договор молчания»). Именно «Ветреная река» Шеридана почему-то сразу приходит на ум, когда начинаешь разбираться в сюжете ленты Робина Пронта (режиссёра) и Мика Ранума (сценариста). Другое возможное сравнение – скандинавские детективы; взять хотя бы «Снеговика» по одноимённому роману Ю Несбё.
Результат получился, как сейчас модно говорить – так себе. Если пытаться детально, по полочкам разобрать сюжет «Договора молчания», то критики он, конечно, не выдержит. Однако в качестве разового развлечения с целью скоротать себе вечер для любителей жанра вполне подойдёт. Главное достоинство фильма, на наш взгляд, заключается в том, что он без лишних раскачек стартует с места в карьер и держит в напряжении, хотя умом понимаешь, что сценарист явно не доработал. Кино про маньяков уже никого не удивит, на этом поле сложно придумать что-то сложное и одновременно оригинальное, но хотя бы четко прописать мотивацию главного злодея стоило бы. «Договор» же чёткого понимания в этом плане не даёт, и в этом его главная проблема. Получается, как в той песне «Агаты Кристи»:
«А по лесам бродят санитары – Они нас будут подбирать. Эге-ге-гей, сестра, лезь ко мне на нары. И будем воевать, Будем воевать».
Неплохой бы вышел саундтрек…
Впрочем, огрехи «Silencing» окупаются ещё и задействованным здесь актёром в главной роли. Что общего у Николая, Кости, Володи и Джейме Ланнистера Цареубийцы? Правильно, это один и тот же человек – датский актёр, продюсер и сценарист Николай Костер-Вальдау, звезда «Игры престолов». Поклонники сериала будут очень рады видеть своего любимца, пусть даже и в таком штампованном образе (в «Silencing» он играет впавшего в депрессию и алкогольную зависимость отца, дочь которого без вести пропала много лет назад, нелюдимого отшельника живущего в лесу с собакой; сколько уже было подобных персонажей в схожих по тематике фильмах – сейчас даже приблизительно сказать трудно…). Вообще Костер-Вальдау по своему таланту и возможностям – потенциально самая востребованная в полнометражных фильмах боевая единица «Игры престолов», в этом сравнении даже Эмилия Кларк отходит на второй план. Один лишь «Выстрел в пустоту» (2015) с его участием чего стоит! Будем надеяться, что он хотя бы немного приблизится к Мадсу Миккельсену по количеству работ в большом кино.
Возвращаясь к началу данного мини-обзора, скажем, что если бы Тейлор Шеридан действительно приложил руку к «Договору молчания», внёс бы свою лепту в сценарий и режиссуру, то получилось бы, наверняка, гораздо лучше. Но поскольку сослагательные наклонения здесь не применимы, имеем то, что имеем. Отрицательную оценку фильму ставить не будем, но и хвалить его особо не за что.
Попытка бегства от цивилизации и от самой себя.
Как же можно понять героиню фильма Робин Райт «Земля» – одинокую женщину средних лет Иди! Ведь порой так и хочется убежать куда-нибудь подальше от городской суеты, от повседневных проблем, которые, словно, груз накапливаются в человеке, придавливают к земле! Убежать далеко-далеко, чтобы никакие телефоны не звонили, никакие кредиторы не доставали, и даже чтобы родня не беспокоила! Впрочем, у Иди были для подобного поступка свои причины – трагедия, неизлечимая боль, утрата семьи. И, конечно, отсутствие жить дальше. По крайней мере, той цивилизованной привычной жизнью, которой она жила раньше и которой живёт большинство из нас. Поэтому она продаёт своё имущество и уезжает в горы Вайоминга, в глухие заповедные места, где нет людей.
С другой стороны фильм наглядно демонстрирует, что у такого радикального поступка есть и невидимые изначально аспекты. Одно дело убедить себя в том, что жить вдали от цивилизации очень хорошо, что можно питаться выловленной в реке рыбой, подстреленным на охоте оленем, отапливать дом нарубленными дровами и вообще жить в полной гармонии с природой. И совсем другое – оказаться на месте и понять, что всё это очень тяжело даётся, тем более, если ты городской житель и тем более, если ты – женщина. Тушёнка имеет обыкновение заканчиваться, а всякие болячки вдали от больниц и врачей никто не отменял. Иными словами планы планами, а реальность бывает жестокой.
Однако привыкнуть можно ко всему, особенно, если поблизости найдется человек, готовый бескорыстно помочь в трудную минуту. А вот как совладать с собой, как примириться с действительностью? Ведь от себя не убежишь. Именно об этом в первую очередь фильм «Земля». Не о красивых пейзажах Вайоминга, хотя они очень красивы, а о том, как жить дальше, если жить не хочется. О взаимной поддержке двух одиноких людей, которые возвращают друг другу веру в жизнь без лишних наигранных событий, страстей, поцелуев, дежурных постельных сцен… Оказывается, что это всё не главное! Что можно поднять человека со дна по-другому!
Если кто-то не понял сразу, Иди – это не призыв к действию, а русская транскрипция имени героини – Edee Holzer. Да и Робин Райт – вовсе не мужчина, как могло бы показаться тем, кто не знает эту американскую актрису, известную больше всего по таким картинам, как «Форрест Гамп» и «Заговорщица», где она была на первых ролях, и по совместительству режиссёра, хотя в последнем амплуа она выступает крайне редко и не сказать, чтобы успешно. Впрочем, «Land» стоит признать положительным результатом. Пусть фильм не взял никаких значимых призов и имеет довольно средние оценки пользователей, поскольку может показаться многим скучным и тягучим, несмотря на свой скромный хронометраж, сейчас так мало кто снимает – а стоило бы! Классическая школа кино была, есть и будет. Без всяких спецэффектов, взятых с потолка сюжетов, наигранной толерантности и прочей напускной мишуры. В данной связи Райт лишний раз доказывает, что американское авторское кино, снятое за три гроша, но с душою, по-прежнему живо и хочется верить – ещё востребовано. По крайней мере, некоторые положительные отзывы зрителей доказывают это. Что до параллелей, которые так необходимы некоторым пользователям для решения вопроса смотреть или не смотреть, то здесь можно привести в сравнение такие известные ленты, как «В диких условиях» (2007), «Дикая» (2014), «Куда ты пропала, Бернадетт» (2019), хотя, конечно, «Земля» это никакое не роуд-муви, а типичная местечковая история. Поэтому от себя также добавим в сравнение классическую ленту с Клинтом Иствудом и Мэрил Стрип «Мосты округа Мэдисон» (1995). Почему – мы постарались объяснить выше.