Найти в Дзене

Российские кинопремьеры 2021. Выпуск 7: «Договор молчания» / «Земля»

Оглавление

Наш сегодняшний выпуск посвящен Северо-американскому кино. Причём приставка «северо» здесь является ключевой. В мини-обзоре представлены две непопулярные новинки текущего года, события которых происходят на северных территориях, и соответствующий «зимний» антураж которых играет в них чуть ли не главную роль. Но обо всём по порядку.

Кадр из фильма  "Договор молчания" ("Silencing")
Кадр из фильма "Договор молчания" ("Silencing")

«По лесам бродят санитары…»

Пока Тейлор Шеридан занимался откровенной ерундой в проекте под названием «Те, кто желает мне смерти» (о нём мы рассказывали в Выпуске №4), американо-канадские студии Anova Pictures, Madrona Drive, Silencing Canada Productions и Wildling Pictures выпустили в его стиле детективный триллер «Silencing» (в российском прокате – «Договор молчания»). Именно «Ветреная река» Шеридана почему-то сразу приходит на ум, когда начинаешь разбираться в сюжете ленты Робина Пронта (режиссёра) и Мика Ранума (сценариста). Другое возможное сравнение – скандинавские детективы; взять хотя бы «Снеговика» по одноимённому роману Ю Несбё.

Результат получился, как сейчас модно говорить – так себе. Если пытаться детально, по полочкам разобрать сюжет «Договора молчания», то критики он, конечно, не выдержит. Однако в качестве разового развлечения с целью скоротать себе вечер для любителей жанра вполне подойдёт. Главное достоинство фильма, на наш взгляд, заключается в том, что он без лишних раскачек стартует с места в карьер и держит в напряжении, хотя умом понимаешь, что сценарист явно не доработал. Кино про маньяков уже никого не удивит, на этом поле сложно придумать что-то сложное и одновременно оригинальное, но хотя бы четко прописать мотивацию главного злодея стоило бы. «Договор» же чёткого понимания в этом плане не даёт, и в этом его главная проблема. Получается, как в той песне «Агаты Кристи»:

«А по лесам бродят санитары – Они нас будут подбирать. Эге-ге-гей, сестра, лезь ко мне на нары. И будем воевать, Будем воевать».

Неплохой бы вышел саундтрек…

Впрочем, огрехи «Silencing» окупаются ещё и задействованным здесь актёром в главной роли. Что общего у Николая, Кости, Володи и Джейме Ланнистера Цареубийцы? Правильно, это один и тот же человек – датский актёр, продюсер и сценарист Николай Костер-Вальдау, звезда «Игры престолов». Поклонники сериала будут очень рады видеть своего любимца, пусть даже и в таком штампованном образе (в «Silencing» он играет впавшего в депрессию и алкогольную зависимость отца, дочь которого без вести пропала много лет назад, нелюдимого отшельника живущего в лесу с собакой; сколько уже было подобных персонажей в схожих по тематике фильмах – сейчас даже приблизительно сказать трудно…). Вообще Костер-Вальдау по своему таланту и возможностям – потенциально самая востребованная в полнометражных фильмах боевая единица «Игры престолов», в этом сравнении даже Эмилия Кларк отходит на второй план. Один лишь «Выстрел в пустоту» (2015) с его участием чего стоит! Будем надеяться, что он хотя бы немного приблизится к Мадсу Миккельсену по количеству работ в большом кино.

Возвращаясь к началу данного мини-обзора, скажем, что если бы Тейлор Шеридан действительно приложил руку к «Договору молчания», внёс бы свою лепту в сценарий и режиссуру, то получилось бы, наверняка, гораздо лучше. Но поскольку сослагательные наклонения здесь не применимы, имеем то, что имеем. Отрицательную оценку фильму ставить не будем, но и хвалить его особо не за что.

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Кадр из фильма "Земля" ("Land")
Кадр из фильма "Земля" ("Land")

Попытка бегства от цивилизации и от самой себя.

Как же можно понять героиню фильма Робин Райт «Земля» – одинокую женщину средних лет Иди! Ведь порой так и хочется убежать куда-нибудь подальше от городской суеты, от повседневных проблем, которые, словно, груз накапливаются в человеке, придавливают к земле! Убежать далеко-далеко, чтобы никакие телефоны не звонили, никакие кредиторы не доставали, и даже чтобы родня не беспокоила! Впрочем, у Иди были для подобного поступка свои причины – трагедия, неизлечимая боль, утрата семьи. И, конечно, отсутствие жить дальше. По крайней мере, той цивилизованной привычной жизнью, которой она жила раньше и которой живёт большинство из нас. Поэтому она продаёт своё имущество и уезжает в горы Вайоминга, в глухие заповедные места, где нет людей.

Кадр из фильма "Земля" ("Land")
Кадр из фильма "Земля" ("Land")

С другой стороны фильм наглядно демонстрирует, что у такого радикального поступка есть и невидимые изначально аспекты. Одно дело убедить себя в том, что жить вдали от цивилизации очень хорошо, что можно питаться выловленной в реке рыбой, подстреленным на охоте оленем, отапливать дом нарубленными дровами и вообще жить в полной гармонии с природой. И совсем другое – оказаться на месте и понять, что всё это очень тяжело даётся, тем более, если ты городской житель и тем более, если ты – женщина. Тушёнка имеет обыкновение заканчиваться, а всякие болячки вдали от больниц и врачей никто не отменял. Иными словами планы планами, а реальность бывает жестокой.

Однако привыкнуть можно ко всему, особенно, если поблизости найдется человек, готовый бескорыстно помочь в трудную минуту. А вот как совладать с собой, как примириться с действительностью? Ведь от себя не убежишь. Именно об этом в первую очередь фильм «Земля». Не о красивых пейзажах Вайоминга, хотя они очень красивы, а о том, как жить дальше, если жить не хочется. О взаимной поддержке двух одиноких людей, которые возвращают друг другу веру в жизнь без лишних наигранных событий, страстей, поцелуев, дежурных постельных сцен… Оказывается, что это всё не главное! Что можно поднять человека со дна по-другому!

Если кто-то не понял сразу, Иди – это не призыв к действию, а русская транскрипция имени героини – Edee Holzer. Да и Робин Райт – вовсе не мужчина, как могло бы показаться тем, кто не знает эту американскую актрису, известную больше всего по таким картинам, как «Форрест Гамп» и «Заговорщица», где она была на первых ролях, и по совместительству режиссёра, хотя в последнем амплуа она выступает крайне редко и не сказать, чтобы успешно. Впрочем, «Land» стоит признать положительным результатом. Пусть фильм не взял никаких значимых призов и имеет довольно средние оценки пользователей, поскольку может показаться многим скучным и тягучим, несмотря на свой скромный хронометраж, сейчас так мало кто снимает – а стоило бы! Классическая школа кино была, есть и будет. Без всяких спецэффектов, взятых с потолка сюжетов, наигранной толерантности и прочей напускной мишуры. В данной связи Райт лишний раз доказывает, что американское авторское кино, снятое за три гроша, но с душою, по-прежнему живо и хочется верить – ещё востребовано. По крайней мере, некоторые положительные отзывы зрителей доказывают это. Что до параллелей, которые так необходимы некоторым пользователям для решения вопроса смотреть или не смотреть, то здесь можно привести в сравнение такие известные ленты, как «В диких условиях» (2007), «Дикая» (2014), «Куда ты пропала, Бернадетт» (2019), хотя, конечно, «Земля» это никакое не роуд-муви, а типичная местечковая история. Поэтому от себя также добавим в сравнение классическую ленту с Клинтом Иствудом и Мэрил Стрип «Мосты округа Мэдисон» (1995). Почему – мы постарались объяснить выше.

-5