Найти тему

АЛЕКСАНДР ГРАДСКИЙ: «ЖИЛ, БЫЛ Я…»

Когда на телеэкранах мы увидели, что в десятом, юбилейном сезоне «Голоса» Александр Борисович даже не вставал с кресла наставника, то смутные подозрения о недуге закрались в сердце. Но разум гнал от себя страшные предположения. Ему хотелось желать только одного – здоровья! Не случилось! И он ушел. Так как хотел, почти мгновенно. И сразу стало ясно: какая огромная брешь пробита в нашем мире, в культуре, в нашей вере в то, что талант возможен на нашей земле вопреки всему и вся.

Вся жизнь нашего поколения прошла вместе с Александром Борисовичем, Сначала это был невероятный «Романс о влюбленных» с его песнями. Потом случился всесоюзный хит целой эпохи «Как молоды мы были», а далее последовали песни для Олимпиады. И уже не мыслился рассказ о времени и о нас без его песен. Недаром только уже в постсоветское время все оценили его «Антиперестроечный блюз».

А еще он строил свой театр, как строил свой собственный дом, сам производя все расчеты. И работал-работал, сочиняя рок-оперу «Мастер и Маргарита», которую все-таки сочинил и довел до премьеры и записи на диск.

В 2000-м Александр Градский снова сочинил киномузыкальный шедевр – финальную песню для фильма «В августе 44-го…». И тогда же я услышал его песенный приговор ушедшему веку – музыкальный памфлет «Три ноля», едкий, саркастичный, но абсолютно справедливый. И было журналистское счастье общения с великим певцом и гражданином, когда записывал с Градским выпуск телевизионной программы «Мужские истории». Ощущение простоты и величия одновременно, когда ты понимаешь: КТО беседует с тобою, но не испытываешь никакого трепета и дискомфорта, потому что Александр Борисович всегда говорил то, что думал, ни на кого не оглядываясь.

Поэтому и выпуски «Голоса» с участием Градского всегда были невероятно интересны, а его решения и комментарии удивляли и поражали мудростью педагога и человека. Он чувствовал чужую боль как никто другой. Так же как и талант. При этом, похоже, понимая и свое место в этом непростом и перебаламученном мире эстрадной отечественной музыки, где был он и все остальные.

Он таки и останется в нашей памяти и наших сердцах. А если вы меня спросите о любимой песне в исполнении Александра Борисовича, то я вам отвечу: «Это композиция «Жил-был я». Музыка Давида Тухманова, слова Семена Кирсанова. Ей уже полвека. А пел ее всегда Александр Борисович Градский. «Жил, был я. Вспомнилось, что жил».

Сергей Ильченко

#градский #александр градский #памяти