Когда вы прочтете эту повесть - я буду заглядывать вам в глаза, азартно потирать руки и торопливо спрашивать: “ну как, а? ну неожиданно же от Чуковского, да?”
Потом будет пауза. А далее, уверен, многие раскачают свою голову вверх вниз и произнесут задумчиво-одобрительное “Хмммм…”
Давайте поговорим сегодня про яркую, но почти забытую повесть Корнея Чуковского “Серебряный герб”. Расскажу вам о том почему стоит прочитать эту живую и очень сильная прозу. В чем она разрывает шаблоны, но почему эта повесть совсем чуть-чуть не дотянулась до уровня его космически талантливых стихов.
Для многих Чуковский начинается и заканчивается на гениальных детских поэмах. Кто-то пытливый добирается до книги “от двух до пять” о детской психологии раннего возраста. Некоторые знают о том, что Корней Ивановича был талантливым переводчиком.
А вот его “Серебряный герб”, как будто кто-то засунул в карман старого зимнего пальто и надолго забыл. Забыл и про повесть, и про пальто, и про шкаф в придачу. Без злого умысла, случайно, но абсолютно нечестно.
Повесть “Серебряный Герб” автобиографическое Чуковского произведение о детстве. Впрочем, никого Чуковского там еще нет, там есть бедный и незаконнорожденный полукровка Коля Корнейчуков из Одессы. Мальчик, у которого из богатств только фантазия, ёжик и фуражка гимназиста с серебряным гербом.
Вообще-то по всем параметрам Коля не мог оказаться в гимназии. Речь ведь о конце XIX века, а в элитные учебные заведения могли попасть только дети уважаемых и состоятельных родителей. Но мама Коли… Ох, как я же это невероятно сильная женщина, ей каким-то чудом удалось совершить очередное невозможное…
А впрочем, Колю все равно из гимназии выгонят, выгонят с позором и навсегда. Вырвут герб из фуражки, как бьющееся сердце. Книга как раз об этом, а еще о том, как не сломаться в самых жутких обстоятельствах. причем еще в детстве.
Чуковский написал первое издание этой книги в сложном 1938 году. И казалось бы в это время, чтобы уцелеть можно было писать про гордо реющие красные флаги и как неизбежно грядет мировая революция. Все.
Искренность книги спасло только то, что Чуковский пишет о царском времени. То есть не было строгой необходимости делить героев на положительных советских и отрицательных буржуев. А сохранить живыми: там есть и фактурный чувственный воришка Цилиндидер (глава, где он впервые появляется отдельное наслаждение) и добродушный взяточник полицейский и много кого еще - совсем настоящих.
Вынешь, какого-нибудь героя из этой книги в 2021 году, он встрепенется, задышит и пойдет по своим срочным делам. А это в сущности главный показатель большая это или ничтожная книга.
Ну и, конечно, Коля… Все мы привыкли к образу Чуковского, как старого-доброго великого писателя. И многие бы на его месте не рискнули своей отлитой в бронзе репутацией. А Корней Иванович жизнерадостно похихикивая рвет в клочья шаблоны о себе и показывает, что он в детстве мог приврать, глупо обижаться, убежать из дома, почти покончить с жизнью, захлебнувшись злобой и жалостью к себе. Спасла дружба, спасла мама, спасло желание доказать, что все ошибались в нем...
Читать эту книгу объективно интересно, за каждой страницей лихой поворот сюжета. И смех будет, и глотнуть сквозь комок будет трудно. Ну и, конечно, язык Чуковского... Ну тот, что в стихах заставлял абсолютно реально дребезжать чайники и громыхать трамвай с зайчиками внутри. Этот язык, этот стиль чувствуется и в прозе.
А еще будет атмосфера Одессы - самобытной, по-базарному крикливой с чумазым лицом и большим достоинством. Никуда не денутся и знаменитые одесские присказки, которые даже читаешь с характерным акцентом.
Будут и неожиданные факты из прошлого. Вы знали, например, что в Российской Империи был поп-корн и назывался он - пуканцы?
Почему же эта повесть не стала шедевром?
Подвела концовка. В редакции 38-ого года, книга называлась “Гимназия” и при всей живости текста - конец там по-литературному почти беспомощный. За два года до своей смерти Чуковский сделал, что давно обещал - переписал концовку. Но в 85-лет его творческих сил уже не хватило сделать ее гениальной. Зато жизнеутверждающей и очень-очень хорошей - вполне.
Поэтому горячо рекомендую эту книгу детям, но с 10-11 лет и, конечно, взрослым.
Иллюстрации книги, которая попала ко мне в руки нарисовала современная художница Елизавета Ведина и они очень хороши.
А еще... Как же после этой книги захотелось рвануть в Подмосковное Переделкино, где стоит знаменитая дача Чуковского и где он похоронен. Пройтись, подышать морозным воздухом, подышать вдумчиво. И сказать тихо-тихо, но обращаясь ни к Корнею Ивановичу, а Коле Корнейчуку. Сказать от лица всех мальчиков, совсем маленьких и уже очень взрослых: “Как же я рад, что у тебя все получилось…”
Улыбаюсь вам жизнерадостно - и приятного чтения!
Ну и подписывайтесь - будем читать вместе!)