Найти тему

Как снизить количество разговоров на тему специнтереса у ребёнка с РАС? Стратегия "поменяйтесь местами". Наш опыт.

" Мама, а Драго сильнее,чем Арора! У него сила равна 1000, а у Арора - 100. Я сейчас расскажу тебе, какие у них суперспособности..."

Алмаз любит создавать своих персонажей и комиксы. Это его специнтерес. Он хочет говорить только об этом, всегда и везде. И ему нужен благодарный слушатель. Конечно, этим благодарным слушателем оказываюсь я, как правило. Если не останавливать сына, то он может продолжать этот разговор очень долго.

Конечно, это здорово,что мой ребёнок с аутизмом научился говорить и стремится делится своими мыслями со мной. Безусловно, это потрясающе, что у него есть интересы и творческие идеи, которые он воплощает в жизнь сам. Нам пришлось пройти очень длинный и нелёгкий путь,чтобы прийти к этому. Но так уж устроена жизнь с ребёнком с аутизмом, что на каждом этапе есть свои трудности в сфере коммуникации, которые нужно решать.

Родители детей с аутизмом часто сталкиваются с этой сложностью на определённом этапе развития. Ребёнок постоянно говорит о специнтересе. Он готов часами рассказывать другим о Minecraft, Roblox, космосе и звёздах. Ребёнок наставивает на том,чтобы родитель слушал всю эту информацию. Любому родителю хочется порадовать своего ребёнка и не огорчать своим безразличием или отсутствием интереса. С другой стороны, очень утомительно слушать того, кто хочет говорить на одну и ту же тему. Кроме того, нас беспокоит то,что наши дети не хотят и не умеют проявлять гибкость и общаться на разные темы , учитывая предпочтения собеседника.

Эта проблема во многом связана с тем, что у детей с РАС есть сложности с пониманием перспективы другого человека (дефициты в развитии ТОМ - Theory of Mind). Наши дети часто просто не осознают,что другой человек может по-другому воспринимать разговор на его излюбленную тему. Ребёнку не приходит в голову, что такие разговор могут утомлять или раздражать других людей. Ему кажется,что если ему это интересно, то и Вам тоже. Он думает,что если он испытывает вострорг, то и Вы чувствуете что-то похожее. Детям с РАС сложно считывать отсутствие интереса по невербальным сигналам собеседника и они не всегда готовы спокойно принимать обратную связь в виде комментариев. Ребёнок может сильно обижаться и чувствовать себя отвергнутым, если родитель отказывается слушать про специнтересы или старается ограничить разговор на эту тему.

Конечно, с этим нужно работать,чтобы помочь ребёнку развивать гибкость и способность общаться более разнообразно,учитывая интересы и предпочтения собеседника. Нет одной единственной причины, объясняющей эту особенность в сфере коммуникации (их несколько). Также, нет одной единственной стратегии, которая будет эффективна в смягчении этой тенденции к зацикливанию. Стратегий много. Какие-то работают лучше с одним ребёнком, какие-то – с другим. Я буду по чуть-чуть делиться нашим опытом по этой теме.

****

Стратегия, которую я опишу сегодня называется: поменяйтесь местами. Помогите ребёнку встать на Ваше место и почувствовать то же самое,что и Вы на собственном опыте. Придумала я это решение сама в один прекрасный день, когда очень устала слушать в сотый раз за день про специнтерес Алмаза . Но не исключено, что она уже используется и описана в каких-то источниках.

Этап первый Итак, что нужно сделать? Родитель должен выбрать тему, которую он объявит своим интересом. Это может быть Ваш настоящий интерес, а может быть не настоящий. Важно,чтобы это была тема, которая будет скучной для Вашего ребёнка. Я, например, выбрала себе специнтерес по теме «косметика». Честно признаюсь, в косметике я совсем не разбираюсь и не особо интересуюсь этой темой. Но это первое,что пришло мне в голову: Алмаз знает,что я пользуюсь косметикой. И ему эта тема совершенно не интересна. Итак, выберите специнтерес и дайте ребёнку знать,что это Ваш интерес. Скажите, например: «Тебе интересны комиксы, а мне интересна косметика».

Этап второй: Дождитесь, когда ребёнок начнёт рассказывать Вам о своём специнтересе. Слушайте какое-то время, не перебивайте. Когда возникнет пауза в разговоре, скажите: «Хорошо! Ты мне рассказал про то,что тебе интересно. Ты говорил, а я слушала.Теперь моя очередь рассказывать про то,что мне интересно. Я буду теперь говорить, а ты – слушать». Далее начните долго и вдохновенно рассказывать о своём специнтересе. Я, например, перечисляла, какие цвета лака для ногтей у меня есть, чем они отличаются, что в них общего и т.д.

Сначала Алмаз опешил от неожиданности. Так это было необычно. Потом начал возмущаться и говорить,что ему это неинтересно и слушать он не будет. Я возразила: «Но это же справедливо,что ты рассказываешь мне про то,что тебе интересно. А я – про то,что мне интересно». Алмаз сказал,что для него это скучно. Тогда я дала ему обратную связь,что мне тоже не очень интересно так много слушать про комиксы. Мы порассуждали о том,что у всех разные интересы. Поэтому люди обычно говорят о том,что интересно всем или о чём-то нейтральном. Он задумался. В тот день мы больше не возвращались к теме о комиксах. Так я начала использовать эту стратегию в тех случаях, когда сын стремился говорить на одну и ту же тему без запроса и в неподходящих ситуациях.

Конечно, эта стратегия не решает все задачи. Она лишь помогает снизить количество разговоров на тему специнтереса. Ребёнок начинает осознавать,что не всем и не всегда интересно вести разговоры его любимую тему, так как интересы у всех разные. Это небольшой, но важный шаг.

фотоиллюстрация из интертета
фотоиллюстрация из интертета