В детском возрасте (это середина 60-ых) довелось застать любопытный деревенский обычай. Мать поднималась спозаранку и ставила в прогоревшую печь несколько противней пирогов. Их запах мгновенно растекался по избе и поднимал нас, троих детей - погодков, предвкушавших чудесную утреннюю трапезу, где в дополнение к пирожкам неизменно шло парное коровье молочко! Едва дождавшись, когда они дойдут, хватали их горячими (с пылу с жару) и тотчас отправляли в рот - один, другой, третий…
В какой-то момент мать резко нас останавливала: всё, мол, хватит! И добавляла: «А вот эти отнесите бабушке Матрёне, эти- бабе Шуре, эти- тёте Тоне… Далее следовало перечисление ещё трёх-четырёх домов, куда нам было предписано наведаться. При этом она заставляла заучить назубок смешную и непонятную фразу «Милости прошу к нашему шалашу!», несколько раз нас перепроверяла, после чего вручала каждому по корзинке с аккуратно уложенными в них пирожками (для каждого деревенского адресата они были завёрнуты в отдельный отрез белоснежной ткани) и выпроваживала на улицу…
Лишь позднее мы узнали, что со стороны матери это был не просто акт проявления свойственного ей хлебосольства, а старинный обычай, по которому пироги рассылались по родственникам и знакомым в качестве своеобразного приглашения на семейный праздник- на день рождения, на именины, по случаю прибавления в семействе...
Позднее эти основания стали забываться, но обычай сохранялся (хотя уже едва теплился!) вплоть до середины 70-ых: теперь хозяйки таким способом заманивали товарок из ближайшего окружения скрасить однообразные деревенские будни и поболтать за чаепитием. Пироги, как никакой прочий продукт, удачно подходили для такого случая, поскольку всегда считались на Руси символом домовитости и уюта, занимая на столе самое видное и почётное место. Неудивительно, что хорошая хозяйка старалась не ударить лицом в грязь и испечь их повкуснее и попышнее, чтобы те таяли во рту! Опасаясь кулинарной неудачи - в таком случае дом могли посетить болезни и несчастья...
А хотели бы вы вернуть эту традицию?
Читайте мои предыдущие публикации на канале:
Незавидная судьба девчонок послевоенной поры
Теряем близких - теряем погребальные традиции…
Первый парень на деревне: каким он был в 60 - 70-ые?
Пишем историю российской деревни… Зачем?
Деревенские дети: добытчики или мелкие воришки?
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал и рекомендуйте его своим друзьям! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!