Продолжаем уточнять сведения о потерях флота кайзеровской Германии. Преследуем две цели: первая- уточнить понесенные потери в корабельном составе, вторая - с помощью читателей, уточнить некоторые сведения, которые иногда представляются ошибочными или неточными. А также - вспомнить небольшие корабли и суда, которые также погибли, но не снискали ни славы, ни памяти. Будем рады обсуждению, замечаниям и пояснениям.
1915 год
Июль
1 - Транспорт "Урсула Фишер" - подорвался на мине русских эсминцев и затонул в Балтийском море в районе г. Мемеля.
Для справки: Минное заграждение (100 мин) выставлено 26 ноября 1914 года эсминцами "Всадник", "Гайдамак", "Амурец", "Уссуриец" в 25 милях на WNW от Мемеля.
2 - Подводная лодка (подводный минный заградитель) UC2 потоплена в Северном море у г.Ярмут (Англия) британским пароходом "Коттингэн" (погибло 15 человек). Место гибели - точка с координатами 52.28 N 01.48 E
Для справки: водоизмещение: 168/183 т, размерение: 34х3,2х3,04 м.; ГЭУ: 1 диз. 1 ЭД. 90/175 л.с.; скорость хода = 6,2/5,2 уз., Запас топлива - 3,5 т нефти. Экипаж -19 чел. Вооружение - 6 наклонных шахт для 12 мин, 1 ТА 450 мм (на UC11).
По имеющимся данным каботажный пароход "Коттинген" случайно протаранил немецкий подводный минзаг. Британцы в 1915 году подняли субмарину, изучили и получили данные о немецких подводных минзагах, имеющих шесть наклонных шахт (сообщавшихся с забортной водой) с 12 минами.
2 - Минный заградитель "Альбатрос" в ходе боя с русскими крейсерами "Адмирал Макаров", "Олег", "Баян", "Богатырь" выбросился на мель у о.Готланд, Балтийское море. Погибло 28 человек.
30 июня 1915 года минный заградитель "Альбатрос" (2208 т, 20,7 узла, 8-88-мм орудий), выставив минное заграждение (160 мин) в районе острова Богшер, вместе с легким крейсером "Аугсбург" возвращался на базу. 2 июля был немецкие корабли были перехвачены русскими крейсерами, с которыми вступили в бой. "Аугсбург" увеличил ход и оторвался от преследователей, а "Альбатрос" получил приказ укрыться в территориальных водах нейтральной Швеции.
Через 45 минут после начала боя "Альбатрос" получил первое попадание фугасными снарядами, которыми повредило верхнюю палубу и борт кормовой части. Следующими попаданиями были причинены повреждения в носовой части по левому борту, вероятно была получена подводная пробоина- один из отсеков начал наполняться водой. Всею шлюпки, кроме одного катера, оказались повреждены. Командирский мостик и штурманская рубка вышли из строя, фок-мачта была сбита, командир корабля был ранен, среди экипажа появились убитые и раненые. На корабле возник пожар.
Через 30 минут после первого попадания минзаг получил еще несколько попаданий в носовую часть, глубже сел форштевнем, появился крен на левый борт. Вскоре было повреждено рулевое управление, корабль начал управляться машинами. В 8.45 "Альбатрос" начал описывать циркуляции, а в 8.45 корабль вошел в территориальные воды Швеции у острова Готланд и прекратил огонь. Русские крейсера вели огонь еще 22 минуты (по данным К.П.Пузыревского) и всего за время боя выпустили 5-6-203-мм снаряда и 20-152-мм снарядов.
От полученных повреждений "Альбатрос" имел крен на левый борт и дифферент на нос. Опасаясь потери остойчивости и возможности опрокидывания с учетом повреждений командир принял решение выброситься на берег. Из экипажа 27 человек убито, 55 ранено. Корабль и экипаж был интернирован шведскими властями. В конце июля 1915 года после заделки подводных пробоин шведы сняли корабль с камней и перевели в док. корабль вернули Германии в 1919 году.
P.S.Помня историю с "Дрезденом", если бы на месте русских крейсеров были бы англичане, думаю, они бы вошли в шведские воды и "раздолбали" бы "немца" до основания.
20 - Подводная лодка U23 потоплена в Северном море у о.Фейр (Оркнейские острова) британской подводной лодкой С-27 совместно с судном-ловушкой "Принцесса Мари-Жозе" (погибло 24 человек).
Для справки: водоизмещение: 669-685/864-878 т, размерения: 64,7х6,32х3,48-3,56 м.; ГЭУ- 2 диз., 2 ЭД, 1800-2000/1200 л.с.; скорость - 16,7/9,8 -10,3 уз.,; Запас топлива- 98-110 т нефти. Экипаж - 35 чел. Вооружение - 4-500-мм ТА, 1 – 88 мм/30 (на U27, U28, U26 – 2 – 88 мм/30, на U34 с 1917 г. 1 – 105 мм/45).
Подводная лодка U23 (командир - Шультхес) у остров Фэр остановила для досмотра вооруженный траулер "Принцесса Мари- Жозе" (по другим данным - "Принцесса Луиза"). Наблюдая как команда траулера после первого выстрела субмарины поспешно покидает судно командир U23 посчитал себя в безопасности и остановился вблизи с виду покинутого траулера. Однако, как оказалось, траулер на буксир имел британскую подводную лодку С-27, которая выпустила по "немцу" две торпеды, из которых одна попала в цель.
Причем первая торпеда немцами была обнаружена и они сделали попытку погрузиться, но вторая торпеда ударила позади рубки и взорвалась. Немецкая подводная лодка была уничтожена. Британцы подняли из воды трех офицеров (в том числе командира ПЛ) и 4 матроса (по данным Гибсона и Прендергаста - 4 офицера и 6 матросов).
24 - Подводная лодка U36 потоплена у Гебридских островов (Атлантика) британским судном-ловушкой "Принц Чарльз" (погибло 18 человек).
Для справки: водоизмещение: 669-685/864-878 т, размерения: 64,7х6,32х3,48-3,56 м.; ГЭУ- 2 диз., 2 ЭД, 1800-2000/1200 л.с.; скорость - 16,7/9,8 -10,3 уз.,; Запас топлива- 98-110 т нефти. Экипаж - 35 чел. Вооружение - 4-500-мм ТА, 1 – 88 мм/30 (на U27, U28, U26 – 2 – 88 мм/30, на U34 с 1917 г. 1 – 105 мм/45).
Вечером 24 июля подводная лодка U36 (командир - Греф) в 10 милях от Норт-Рона остановила датский пароход "Луиза" для осмотра, но затем ею был замечен (по данным К.П.Пузыревского) английский пароход "Принц Чарли" (Чарльз?) и она пошла к новой "потенциальной жертве".
Не зная что пароход вооружен, командир субмарины потребовал от британского парохода представления документов для проверки. Для убедительности с дистанции 3 мили U36 открыла огонь и заставила судно остановиться. На английском пароходе с целью отвлечения внимания субмарины была проведена инсценировка паники личного состава, спуска шлюпок и подготовки к спасению, при этом судно сближалось с подводной лодкой. Когда дистанция сократилась до 550 м, пароход открыл артиллерийский огонь из замаскированных орудий (вероятно 76-мм) и нанес повреждения корпусу субмарины. Один из снарядов попал в рубку (по другим данным - 5-6 м позади) подводной лодки и вывел из строя командира, штурмана и рулевого, вода начала поступать внутрь подводной лодки. Британский пароход приблизился на 300 м и продолжал вести огонь по субмарине. Учитывая опасность положения, экипаж через люк стал покидать подводную лодку и прыгать за борт. Вскоре подводная лодка затонула.
Источники: Шишов, А.А. Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг. - СПб, 1996, 104 с.; Фирле, Р. Война на Балтийском море / Р. Фирле ; перевод с нем.П. В. Гельмерсен и А. В. Тимонова ; под ред. флагмана 2-го ранга Ю. Ралль [2-е изд.]. - Москва : Гос.военное издательство Наркомата обороны Союза ССР, 1937.-300 с.; ибсон, Р. Германская подводная война 1914-1918 гг./Р.Гибсон, М.Прендергаст.- Мн.: Харвест, 2002. - 464 с.; Гайер, А. Германские подводные лодки в войну. 1914-1918/ А.Гайер.- Спб.:Цитадель,1998. - 104 с.; Киреев И. А. Траление в Балтийском море в войну 1914–1917 гг. — М-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1939. — 376 с.; Пузыревский, К. Повреждения кораблей от артиллерии и борьба за живучесть. Ч.2-7/ К.П.Пузыревский. - СПб.: Издатель М.А.Леонов, 2002. - 224 с.; Пузыревский, К. Повреждения кораблей от артиллерии и борьба за живучесть. Ч.1/ К.П.Пузыревский. - СПб.: Издатель М.А.Леонов, 2002. - 152 с.