Найти в Дзене
Navygaming Channel

Потери ВМФ Германии в годы Первой мировой, 1915/ №29 - "Альбатрос" и подводные лодки

Продолжаем уточнять сведения о потерях флота кайзеровской Германии. Преследуем две цели: первая- уточнить понесенные потери в корабельном составе, вторая - с помощью читателей, уточнить некоторые сведения, которые иногда представляются ошибочными или неточными. А также - вспомнить небольшие корабли и суда, которые также погибли, но не снискали ни славы, ни памяти. Будем рады обсуждению, замечаниям и пояснениям.

1915 год

Июль

1 - Транспорт "Урсула Фишер" - подорвался на мине русских эсминцев и затонул в Балтийском море в районе г. Мемеля.

-2

Для справки: Минное заграждение (100 мин) выставлено 26 ноября 1914 года эсминцами "Всадник", "Гайдамак", "Амурец", "Уссуриец" в 25 милях на WNW от Мемеля.

2 - Подводная лодка (подводный минный заградитель) UC2 потоплена в Северном море у г.Ярмут (Англия) британским пароходом "Коттингэн" (погибло 15 человек). Место гибели - точка с координатами 52.28 N 01.48 E

-3

Для справки: водоизмещение: 168/183 т, размерение: 34х3,2х3,04 м.; ГЭУ: 1 диз. 1 ЭД. 90/175 л.с.; скорость хода = 6,2/5,2 уз., Запас топлива - 3,5 т нефти. Экипаж -19 чел. Вооружение - 6 наклонных шахт для 12 мин, 1 ТА 450 мм (на UC11).

-4

По имеющимся данным каботажный пароход "Коттинген" случайно протаранил немецкий подводный минзаг. Британцы в 1915 году подняли субмарину, изучили и получили данные о немецких подводных минзагах, имеющих шесть наклонных шахт (сообщавшихся с забортной водой) с 12 минами.

2 - Минный заградитель "Альбатрос" в ходе боя с русскими крейсерами "Адмирал Макаров", "Олег", "Баян", "Богатырь" выбросился на мель у о.Готланд, Балтийское море. Погибло 28 человек.

Минный заградитель "Альбатрос"
Минный заградитель "Альбатрос"
30 июня 1915 года минный заградитель "Альбатрос" (2208 т, 20,7 узла, 8-88-мм орудий), выставив минное заграждение (160 мин) в районе острова Богшер, вместе с легким крейсером "Аугсбург" возвращался на базу. 2 июля был немецкие корабли были перехвачены русскими крейсерами, с которыми вступили в бой. "Аугсбург" увеличил ход и оторвался от преследователей, а "Альбатрос" получил приказ укрыться в территориальных водах нейтральной Швеции.
"Альбатрос" после боя на камнях о.Готланд
"Альбатрос" после боя на камнях о.Готланд
Через 45 минут после начала боя "Альбатрос" получил первое попадание фугасными снарядами, которыми повредило верхнюю палубу и борт кормовой части. Следующими попаданиями были причинены повреждения в носовой части по левому борту, вероятно была получена подводная пробоина- один из отсеков начал наполняться водой. Всею шлюпки, кроме одного катера, оказались повреждены. Командирский мостик и штурманская рубка вышли из строя, фок-мачта была сбита, командир корабля был ранен, среди экипажа появились убитые и раненые. На корабле возник пожар.
Через 30 минут после первого попадания минзаг получил еще несколько попаданий в носовую часть, глубже сел форштевнем, появился крен на левый борт. Вскоре было повреждено рулевое управление, корабль начал управляться машинами. В 8.45 "Альбатрос" начал описывать циркуляции, а в 8.45 корабль вошел в территориальные воды Швеции у острова Готланд и прекратил огонь. Русские крейсера вели огонь еще 22 минуты (по данным К.П.Пузыревского) и всего за время боя выпустили 5-6-203-мм снаряда и 20-152-мм снарядов.
Схема боя 2 июля 1915 года
Схема боя 2 июля 1915 года
От полученных повреждений "Альбатрос" имел крен на левый борт и дифферент на нос. Опасаясь потери остойчивости и возможности опрокидывания с учетом повреждений командир принял решение выброситься на берег. Из экипажа 27 человек убито, 55 ранено. Корабль и экипаж был интернирован шведскими властями. В конце июля 1915 года после заделки подводных пробоин шведы сняли корабль с камней и перевели в док. корабль вернули Германии в 1919 году.

P.S.Помня историю с "Дрезденом", если бы на месте русских крейсеров были бы англичане, думаю, они бы вошли в шведские воды и "раздолбали" бы "немца" до основания.

20 - Подводная лодка U23 потоплена в Северном море у о.Фейр (Оркнейские острова) британской подводной лодкой С-27 совместно с судном-ловушкой "Принцесса Мари-Жозе" (погибло 24 человек).

-8

Для справки: водоизмещение: 669-685/864-878 т, размерения: 64,7х6,32х3,48-3,56 м.; ГЭУ- 2 диз., 2 ЭД, 1800-2000/1200 л.с.; скорость - 16,7/9,8 -10,3 уз.,; Запас топлива- 98-110 т нефти. Экипаж - 35 чел. Вооружение - 4-500-мм ТА, 1 – 88 мм/30 (на U27, U28, U26 – 2 – 88 мм/30, на U34 с 1917 г. 1 – 105 мм/45).

Британская подводная лодка С-27 типа C II, которая потопила U23.
Британская подводная лодка С-27 типа C II, которая потопила U23.
Подводная лодка U23 (командир - Шультхес) у остров Фэр остановила для досмотра вооруженный траулер "Принцесса Мари- Жозе" (по другим данным - "Принцесса Луиза"). Наблюдая как команда траулера после первого выстрела субмарины поспешно покидает судно командир U23 посчитал себя в безопасности и остановился вблизи с виду покинутого траулера. Однако, как оказалось, траулер на буксир имел британскую подводную лодку С-27, которая выпустила по "немцу" две торпеды, из которых одна попала в цель.
Причем первая торпеда немцами была обнаружена и они сделали попытку погрузиться, но вторая торпеда ударила позади рубки и взорвалась. Немецкая подводная лодка была уничтожена. Британцы подняли из воды трех офицеров (в том числе командира ПЛ) и 4 матроса (по данным Гибсона и Прендергаста - 4 офицера и 6 матросов).
-10

24 - Подводная лодка U36 потоплена у Гебридских островов (Атлантика) британским судном-ловушкой "Принц Чарльз" (погибло 18 человек).

-11

Для справки: водоизмещение: 669-685/864-878 т, размерения: 64,7х6,32х3,48-3,56 м.; ГЭУ- 2 диз., 2 ЭД, 1800-2000/1200 л.с.; скорость - 16,7/9,8 -10,3 уз.,; Запас топлива- 98-110 т нефти. Экипаж - 35 чел. Вооружение - 4-500-мм ТА, 1 – 88 мм/30 (на U27, U28, U26 – 2 – 88 мм/30, на U34 с 1917 г. 1 – 105 мм/45).

Вечером 24 июля подводная лодка U36 (командир - Греф) в 10 милях от Норт-Рона остановила датский пароход "Луиза" для осмотра, но затем ею был замечен (по данным К.П.Пузыревского) английский пароход "Принц Чарли" (Чарльз?) и она пошла к новой "потенциальной жертве".
Не зная что пароход вооружен, командир субмарины потребовал от британского парохода представления документов для проверки. Для убедительности с дистанции 3 мили U36 открыла огонь и заставила судно остановиться. На английском пароходе с целью отвлечения внимания субмарины была проведена инсценировка паники личного состава, спуска шлюпок и подготовки к спасению, при этом судно сближалось с подводной лодкой. Когда дистанция сократилась до 550 м, пароход открыл артиллерийский огонь из замаскированных орудий (вероятно 76-мм) и нанес повреждения корпусу субмарины. Один из снарядов попал в рубку (по другим данным - 5-6 м позади) подводной лодки и вывел из строя командира, штурмана и рулевого, вода начала поступать внутрь подводной лодки. Британский пароход приблизился на 300 м и продолжал вести огонь по субмарине. Учитывая опасность положения, экипаж через люк стал покидать подводную лодку и прыгать за борт. Вскоре подводная лодка затонула.

Источники: Шишов, А.А. Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг. - СПб, 1996, 104 с.; Фирле, Р. Война на Балтийском море / Р. Фирле ; перевод с нем.П. В. Гельмерсен и А. В. Тимонова ; под ред. флагмана 2-го ранга Ю. Ралль [2-е изд.]. - Москва : Гос.военное издательство Наркомата обороны Союза ССР, 1937.-300 с.; ибсон, Р. Германская подводная война 1914-1918 гг./Р.Гибсон, М.Прендергаст.- Мн.: Харвест, 2002. - 464 с.; Гайер, А. Германские подводные лодки в войну. 1914-1918/ А.Гайер.- Спб.:Цитадель,1998. - 104 с.; Киреев И. А. Траление в Балтийском море в войну 1914–1917 гг. — М-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1939. — 376 с.; Пузыревский, К. Повреждения кораблей от артиллерии и борьба за живучесть. Ч.2-7/ К.П.Пузыревский. - СПб.: Издатель М.А.Леонов, 2002. - 224 с.; Пузыревский, К. Повреждения кораблей от артиллерии и борьба за живучесть. Ч.1/ К.П.Пузыревский. - СПб.: Издатель М.А.Леонов, 2002. - 152 с.