Ла Ла Ленд, 2016. Дэмьен Шазелл
Какое удовольствие наблюдать в кино настоящие пластинки, ту самую, двухглазую коламбию, например - более того, когда в кадре Гослинг пытается наигрывать Japanese Folk Song Монка.
Более того, как утверждает автор саундтрека Джастин Гурвиц, актер тренировался по два часа в день шесть в дней в неделю для того, чтобы сыграть большинство фортепианных кусков не прибегая к дублеру или графике. Джон Ледженд обзавидовался.
Стоит ли говорить, что режиссер фильма Шазелл первый со времен легендарного Боба Фосси и его 'Кабаре' 1972 года кому удалось получить режиссерский Оскар за мюзикл - всего фильм попробовался в 14 номинациях, из которых выиграл в шести.
Ждать от фильма #джазвкино не стоит - он, безусловно, присутствует, однако в очень умеренных и, главное, уместных количествах.
Танцующая в темноте, 2000. Ларс фон Триер
Трудно выдумать более интригующую формулу, чем 'мюзикл Триера'. Куда удивительней, что она оказывается еще и более чем работоспособной - тут правда имеет место тот редкий случай, когда фильм без главной актрисы попросту не мог состояться.
Пластинки (не составит труда рассмотреть этикетку Capitol конца пятидесятых) появляются в самый что ни на есть кульминационный момент, чтобы послужить основой последующего музыкального эпизода. Они, к слову, лучшее что есть в фильме.
Говорят, что несмотря на успех в Каннах британские критики разгромили фильм, что повлияло и на количество зрителей в кинотеатрах. Для того, чтобы привлечь публику дистрибьюторы решили предложить возможность возврата денег, в случае если фильм не понравился - это положительно сказалось на продаже билетов и всего пять из них были возвращены.
Зед и два нуля, 1985. Питер Гринуэй
Симметрия, зоопарк, Вермеер, сиамские близнецы, улитки, разложение, безногие, зебры, теория искусства, эволюция, креветки, и...пластинки. Их роль вовсе не сводится к насыщению и без того безупречных в своей симметричной яркости кадров - наоборот, придают развязке дополнительных смыслов.
В картине присутствует по меньшей мере два проигрывателя, один из которых, по всей видимости Revox B-795, модель начала восьмидесятых с тангенциальным тонармом, смотрится стилистически неуместно в устроенных интерьерах.
Впрочем, рассмотреть его среди бесконечного количества деталей получится с трудом, тем более что в остальных эпизодах его заменяет куда более деревянный сородич.
Фильм нашпигован образами, идеями, отсылками не хуже чем дебютный альбом Билли Кобэма - единственно, стоит ожидать, что автор, как он в том числе заявлял и лично, размышляет прежде всего на темы секса и смерти.
Что занятно, именно эти две темы обходил стороной герой моей юности Джон Кассаветис, утверждая, что показывать их в кино, так скажем, дешево. Несмотря на короткую жизнь, Кассаветис мог воочию убедиться, что лучшие картины Гринуэя на удивление деликатно обходятся с упомянутыми темами - умер он в год выхода на экраны знаменитого 'Повар, вор, его жена и ее любовник'.
За создание музыкальной атмосферы отвечает Майкл Найман, неоднократно и крайне успешно сотрудничавший с режиссером, однако в моей скромной коллекции саундтреков представленный лишь своим наиболее известным и куда более традиционным по звучанию кинотворением - музыкой к фильму 'Пианино' 1993 года.
Рок-волна, 2009. Ричард Кертис
Если в большинстве фильмов эпизоды с пластинками приходится выискивать, то в насыщенной первостатейным рок-н-роллом, временами действительно смешной комедии Ричарда Кертиса наоборот трудно найти кадр без винила.
Пусть предыдущая фильмография ('Дневник Бриджит Джонс', 'Мистер Бин', 'Реальная любовь') режиссера вас не пугает - The Boat That Rocked, в отличие от вышеназванных картин, с треском провалился в американском прокате.
Что прямо скажем не вполне заслуженно - фильм подчеркнуто несерьезен, но вместе с тем находчив и обладает элементами кинокульта, прежде всего дюжиной ярких запоминающихся персонажей.
Присутствует тут и сцена, что непременно затронет сердце любого коллекционера винила - подождать е, правда, придется в течение двух часов, что уверяю, пролетят незаметно.
Думаю, как все закончить, 2020. Чарли Кауфман
В своем новом фильме, теперь под вывеской Netflix, Кауфман вновь убедительно доказывает, что он блестящий сценарист и плохой режиссер. Смешивая свои излюбленные темы старости, двойников и сослагательного наклонения в новых пропорциях и с новым подбором актеров (лучшие, увы, на вторых ролях) в крайне скупых декорациях режиссер все портит финалом, который мы уже кажется видели у него же, примерно 12 лет назад.
Естественно, в подобных декорациях не место Technics SL 1200, поэтому присутствует небольшой, вписывающийся в будто бы уютную деревенскую атмосферу кабинет. С музыкой в фильме не густо, пара-тройка стандартов звучит в исполнении героев - дорогому моему сердцу Дэвиду Тьюлису, к примеру, достается Wouldn't It Be Loverly из мюзикла 'Моя прекрасная леди'.