Добрый день, Вы на канале Записки о разном. Сегодня рассказ пойдёт о Новом Афоне, это наш любимый город в Абхазии. Сложно сказать, почему именно он, думаю, прежде всего из-за своей особенной атмосферы, микроклимата и уюта.
Во время посещения Нового Афона мы обязательно ходим на Иверскую гору, бывает и по два раза, вроде каждый поворот дороги уже знаком, но отмечаешь, вот это дерево подросло, а здесь что-то построили, или наоборот что-то забросили (или здание продолжает разрушаться), а тут высадили экзотические растения.
В нашей сегодняшней виртуальной экскурсии мы будем руководствоваться старым путеводителем из 70-х годов прошлого века, и сравним, на что обращали внимание туристов тогда и что привлекает наше внимание сейчас. Первую часть, про Сухум можно посмотреть здесь.
Новый Афон представлен путешественникам небольшим курортным посёлком, с большим количеством разнообразной зелени, расположенным в 20-ти километрах от города Сухум.
Подкупает большая продолжительность береговой линии, по дороге на пляж не нужно переходить железную дорогу, в Новом Афоне она удалена от побережья и большей частью скрыта в туннелях. Новый Афон может похвастаться обилием разнообразной растительности и чистым морским воздухом.
Путешественникам 70-80-х годов 20-го века предлагалось посетить развалины крепости на Иверской горе, это остатки древнего города Анакопии, в конце 8-го века она была столицей Абхазского царства.
Значительное внимание уделено военным победам древнего абхазского ополчения против арабских захватчиков под предводительством известного полководца Мервана (или Марвана II).
В 30-х годах 8-го века Марван сначала был наместником, а затем и правителем на Кавказе, конец 7-го и начало 8-го века было временем расцвета арабского халифата и захвата земель в Африке, Азии, на Пиренеях, в Прикаспии и на Кавказе. Древние княжества, находящиеся на территории современной Грузии были захвачены арабами, после чего, часть местных князей решила объединиться с абазгами (предками абхазов) и поспешила укрыться в Анакопии, правителем которой в это время был князь Леон.
К стенам древней Анакопии подошло огромное арабское войско, эти события описаны в трудах трёх авторах один из них считается неизвестным, а два других создавали свои труды в 11 веке (т.е. спустя 300 лет) и были основаны на легендах и преданиях. Но, до наших дней дошёл факт, что сорокатысячное арабское войско потерпело поражение от защитников Анакопийской крепости.
Сейчас наше внимание привлекают грандиозные остатки оборонительных сооружений и остатки часовни на вершине Анакопийской (Иверской) горы, первоначально часовня была выстроена в честь Пресвятой Богородицы, а затем была перестроена и посвящена великомученику Феодору Тирону.
Можно почитать мою статью «Пешком на Иверскую гору», в ней подробно описана история этого удивительного места.
В путеводителях прошлых лет акцент на наличие христианских святынь не делался, но упоминался Приморский парк и искусственный водопад, объекты сооруженные монахами Новоафонского монастыря.
Описывается, что во второй половине 19-го века после добровольного присоединения Абхазии к Российской империи часть земель в Новом Афоне была отдана русским монахам из Старого Афона в Греции, здесь было решено образовать центр христианства на Кавказе и выстроить монастырь по образу и подобию греческого. После установления Советской власти в Абхазии на территории монастыря был организован совхоз и монахов обязали в нём работать, а сам монастырь был закрыт в 1924 году, как очаг контрреволюционной пропаганды.
В 1922 году в монастырь привезли детей из голодающего Поволжья, так как в подвалах монастыря хранились большие запасы продовольствия, делиться которыми монахи не спешили.
После закрытия монастыря, жилые корпуса, были переоборудованы под турбазу «Пцырцха», а в главном соборе расположился филиал Абхазского государственного музея. Только в 1994 году началось восстановление монастыря, более подробно про монастырь, сад и дачу Сталина (расположенную рядом) можно почитать в моей статье.
Буклет семидесятых годов не упоминает о наличии в Новом Афоне мест связанных с библейскими историями, и о том, что здесь находится грот-келья Святого Апостола Симона Кананита, который проповедовал на Кавказе идеи христианства и провёл здесь последние годы своей земной жизни. Сейчас посещение живописного ущелья в Пцырцхе и грота-кельи Апостола Симона Кананита пользуется большой популярностью среди туристов, мы с удовольствием туда ходим.
Большое внимание путеводители прошлого века уделяли знаменитой Новоафонской пещере, открытой в 1961 году при участии местного жителя Гиви Смыра и оборудованной для посещения туристов в 1975 году. Это настоящее царство сталактитов и сталагмитов, подробнее смотрите мою статью про пещеру.
Лично на меня большое впечатление произвёл, тот факт, что в конце 70-х годов у подножия Иверской горы планировалось построить карьер по добыче известняка. Гиви Смыр выступил против этого решения и объявил голодовку, к его протесту присоединились другие работники культуры и науки, после чего решение о строительстве карьера, способного нарушить древний памятник истории и культуры отменили.
Размещаться туристы могли на территории турбазы, ныне это огромное, заброшенное здание почти в центре Нового Афона, кроме того к услугам гостей было несколько санаториев и пансионатов. Сейчас для размещения туристов предлагаются небольшие гостиницы и гостевые дома. Строительство некоторых из них вызывает тревогу, например гостиница за храмом Симона Кананита, здание как будто нависает над древним храмом. Так же строительство гостевых домов у подножия Афонской горы, напротив Приморского парка, вызывает при обильных ливнях сход грунта в систему прудов, что может нарушить их экологию.
Вот такой получилась наша небольшая экскурсия, с уклоном в ретро, по Новому Афону.
Что ещё посмотреть и где лучше разместиться, в Новом Афоне, можно почитать в моих статьях:
"Интересные факты про Приморский парк и реку Пцырцха" и "Прогулки по Новому Афону".
Спасибо за внимание, подписывайтесь на канал, ставьте лайки и пишите комментарии о своих впечатлениях от Нового Афона.