Найти в Дзене
Сергей Курий

«Как молоды мы были...» (памяти Александра Градского)

28 ноября 2021 года на 73-м году жизни умер певец и композитор Александр Борисович Градский. В память о певце я решил рассказать историю песни, которая надолго станет для него своеобразной "визитной карточкой".

Да-да, своей всесоюзной известностью Градский во многом обязан композитору Александре Николаевне Пахмутовой. Ведь в середине 1970-х широкие массы практически не знали певца в лицо, хотя его голос уже можно было услышать на пластинках Давида Тухманова или за кадром художественных фильмов.

-2

Вот и в тот раз Градский записывал на «Мосфильме» песни для к-ф «Романс о влюблённых» — вместе со звукорежиссёром Виктором Бабушкиным. Бабушкин давно сотрудничал с Пахмутовой, поэтому предложил молодому певцу попробовать записать две её композиции — ударный «Яростный стройотряд» и лирическую «Как молоды мы были».

Обе были написаны Александрой Николаевной на стихи своего мужа Николая Добронравова для фильма «Моя любовь на третьем курсе» (1976). Причём «Как молоды мы были» воспринималась композитором, как тихая камерная песня, которую мог бы исполнить любой актёр. Одной из претенденток на эту песню была Елена Камбурова (и она её позже запишет), но всё сложилось иначе…

Елена Камбурова:
"В старом и ныне напрочь забытом фильме по пьесе Михаила Шатрова "Моя любовь на третьем курсе" я записывала одну из песен Александры Пахмутовой. Мне, честно говоря, песня эта совершенно не нравилась, а когда песня не нравится, то я ее не могу петь. Поэтому при записи я просто мучилась, и она оказалась не слишком удачной.
В это время по павильонам студии "Мосфильм" гулял Александр Градский, и композитору пришло в голову, что неплохо было бы, чтобы песня прозвучала в более высоком регистре...".
-3

Уже на первой встрече Градский сумел ошарашить композитора, когда попросил показать ему партитуру. Пахмутова с удивлением посмотрела на заносчивого длинноволосого юношу, но партитуру дала.

А. Градский:
«…потому что в музыкальной среде «курица – не птица», а вокалист – не музыкант. Я посмотрел партитуру, понял, что это может быть интересно сделано в третьем куплете: сделать некую кульминацию, и предложил ей этот вариант. Она сказала, не знаю, не знаю, по-моему, все-таки будет высоковато для вас. Говорю, давайте, может, попробуем».
-4

Так, благодаря Градскому, тональность третьего куплета была поднята на целую октаву, и лирическая песня обрела драматическую мощь. По воспоминаниям певца, было сделано три дубля, а затем Бабушкин смонтировал из самых удачных кусков окончательный вариант, вошедший в фильм.

Пахмутову не раз убеждали заменить «этого волосатика» на кого-то более пристойного — например, Кобзона. Однако Александра Николаевна проявила привычное упорство, также настояв на том, чтобы именно Градский исполнял «Как молоды мы были» на фестивале «Песня года — 77».

А. Градский:
«Потом не раз я просил её прийти на всевозможные худсоветы и поддержать тогда начинающих артистов, как МАШИНУ ВРЕМЕНИ, Гребенщикова. У Али всегда был фантастический авторитет, после её слов никто не смел возражать. Каюсь, я её часто просил помочь в таких вещах, и она никогда не отказывала».

Кстати, заметьте, если в фильме третий припев подхватывал детский хор, то в сольных выступлениях певец пел эти строчки своим знаменитым фальцетом.

После успеха песни карьера Градского резко пошла вверх. Он начал собирать Дворцы спорта и стал одним из самых высокооплачиваемых исполнителей. Конечно, главный «гвоздь» его программы — «Как молоды мы были» — ему изрядно надоел, но он всегда относился к этой песне вообще и к Пахмутовой в частности с большим уважением и благодарностью.

Градский с Пахмутовой и Добронравовым.
Градский с Пахмутовой и Добронравовым.
А. Градский:
«…она более эстрадная всё-таки, чем то, что я делаю. А талантливые композиторы, такие, как Пахмутова, это ведь раз в столетие случается. И у них раз в карьере может случиться такая вещь, как «Как молоды мы были».
…Я спел её, когда мне было 26 лет. Это было довольно необычно, поскольку молодой еще совсем человек пел с точки зрения взрослого. Сегодня я её пою правильнее. И по-другому. А Аля всегда говорит: «Мне интересно, что ты сейчас будешь делать. Я всё время слежу, как ты её меняешь»».

Автор: Сергей Курий