Удалось наконец посмотреть недавнюю мировую премьеру, которую в своё время активно рекламировали с помощью песен. И, хочу признаться, песни в этом мультфильме прекрасные, даже по смыслу, а не только по звучанию.
Злободневная сказка
Сразу хочу оговориться, что называть «Принцессу» буду мультфильмом, потому что обсуждаю конкретную форму подачи контента. Безотносительно страны-производителя или наличия первоисточников в виде комиксов 😒 или романов 😒
Также хочется отметить, что официально на русском языке мультик выйдет лишь в 2022 году, поэтому нельзя точно указать на «правильный» перевод названия. Есть разные варианты:
- Ryu to Sobakasu no Hime;
- Belle: The Princess of Dragons and Freckles;
- Дракон и принцесса с веснушками;
- Принцесса драконов и веснушек;
- Красавица и дракон.
Последняя версия принадлежит «Кинопоиску» и очень меня удивила. В любом случае, оригинальное полное название весьма точно указывает на ключевые черты главной героини. А также прямо отсылает к сказке «Красавица и чудовище». Хотя! Нужно уточнить, что это в большей степени аллюзия, нежели попытка переосмыслить европейскую версию истории о заколдованном принце.
Особенно трогательным лично для меня является тот факт, что буквально в начале месяца умудрились посмотреть фильм «Титан», также номинировавшийся на Каннском фестивале. Удивительно, насколько разные произведения туда попадают!
В любом случае, история Белль – история о подростках, пытающихся найти себя в этом большом мире. Полагающихся на помощь старших товарищей и друзей. Сталкивающихся с отвратительными проявлениями человеческой натуры, ханжества и меркантильного эгоцентризма.
История параллельно разворачивается в онлайн-игре (социальной сети?) под названием U, изображение которой можно заметить на постере выше. И одновременно с этим – в реальном мире, где сплетаются сразу несколько временных арок:
- текущее повествование;
- флешбеки разных персонажей;
- флешфорварды в разных частях истории.
Нельзя до конца быть уверенными, когда происходит конкретное событие. Если с основной сюжетной линией всё понятно, а к флешбекам подводят, то с картинами «из будущего» всё не так однозначно. И сюжет кажется не до конца проработанным, хотя если не придираться, на это не обращаешь внимания.
В любом случае, посмотреть «Принцессу и Дракона» настоятельно рекомендую хотя бы ради замечательных песен: сам мультфильм длится чуть больше двух часов, а музыкальный альбом – около получаса. Да и персонажи многому могут научить (если не обращать внимания на некоторые несостыковки).
По сути, перед нами добрая сказка для всей семьи. В которой зрителю не тыкают в лицо показной жестокостью, предпочитая подавать историю через атмосферу.
А ниже будет уже критика со спойлерами.
Несогласованная история
И хотя в целом мне история понравилась, не могу удержаться от критики нескольких сомнительных моментов. В частности, от критики самой платформы U, с презентации которой и начинается мультфильм.
Например, что это за еретические технологии, которые умудряются с помощью всего двух наушников в режиме реального времени считывать биометрические данные человека, моментально переводя их в электронный формат?
Причём технология весьма и весьма продвинутая: посмотрите на изображения внутриигровых персонажей. То есть, отсутствует какой-либо шаблон, способный облегчить работу игроделам. Наоборот! Все аватары являются максимально персонализированными, требуя невероятные вычислительные мощности, а также ресурсы для хранения данных.
И это при том, что главная героиня живёт в деревне, ездит в школу на полупустом автобусе, а каких-то сверхвыдающихся технологий в означенном мире вовсе не наблюдается: по крайней мере, показанное было связано исключительно с U и социальными сетями при ней.
Главная героиня
А вот и неожиданный флешфорвард. То есть, мультфильм начинается с презентации игры U и с появления Белль. Но! После этого нам покажут девочку Сузу, которая ещё не создала себе игровой аватар. При этом! Костюм Белль явно отсылает к финальным сценам мультфильма. Получается, автор заранее решил рассказать зрителям про хороший финал?
Еретические технологии
Когда называю технологии для входа в игру еретическими, не удивляйтесь. Просто посмотрите на домик, в котором живёт Сузу. Это, вообще, как? Конечно, можно сказать, что это просто до их глухомани не добрался прогресс. Однако фоном регулярно показывают и школу, и японские города: там всё вот так вот!
Абсолютный диссонанс между важной для сюжета финтифлюшкой и миром. Это нельзя не заметить.
К слову! Вот эти чудо-наушники, перехватывающие контроль над зрением и осязанием, работают довольно странно. Потому что в конкретной сцене (потом станет очевидно) мальчик в реальном мире бросился защищать брата от побоев. Но при этом оставался в игровом мире. Но взаимодействовал с реальным. Но оставался. Как?
Важные детали
Хочу похвалить создателей за внимание к мелочам. Серьёзно! По ходу сюжета зрителю регулярно показывают ключевых персонажей, важные надписи, фотографии, ролики. Просто до момента, когда увидите их в дальнейшем сюжете, это не осознаётся.
Например, фотография матери Сузу встречается много раз, но при этом до определённого момента нам не рассказывают обстоятельства её исчезновения. Да, её нет в основной временной линии истории, но это обыгрывается через многозначительное молчание.
Опять же, весьма трогательная сцена (под грустную музычку), которая абсолютно без слов рассказала о взаимоотношениях героини с матерью. И тем самым неплохо обосновала психологическую травму, из-за которой Сузу лишилась возможности петь.
Это достойно уважения, поскольку в современных произведения «обоснуй» нередко хромает на обе ноги.
Странный обоснуй
Но если психологическую травму обосновали неплохо, то вот поведение героини при первом заходе в U выглядит сомнительно. То есть, конечно, она во время школьной гулянки не смогла публично спеть, а потом девочку даже вырвало на улице.
Но... типа, почему она, даже не умывшись от рвоты, решила дома создать себе аватара. А сразу после захода в игру тут же начать петь на «главной площади»? На какой эффект она рассчитывала?
А она явно рассчитывала. Потому что иначе первым делом после пробуждения не вглядывалась бы в статистику подписчиков профиля: который создаётся в соответствующей соцсети сразу после создания аватара.
С другой стороны, алгоритмы этой игры работают довольно странно. Потому что её заход, исполнение песни и мгновенный выход не прошли бесследно: они моментально разлетелись миллионами записей, которые тут же положили на каверы. А её аватар даже начали перерисовывать в различных одеждах. Странно, очень странно!
Неуместные законники
Формально, в игровой вселенной U нет никаких правоохранительных органов или судебной системы. Даже службы модерации нет: видимо, полагаются на относительную открытость и на работу рядовых полицейских?
Но в таком случае абсолютно не понятно, каким образом смогли образоваться господа со скриншота выше, которые «творят правосудие», руководствуясь абстрактной социальной справедливостью, а не конкретно прописанными законами.
Ещё более странным выглядит руководитель данной организации. Во-первых, почему его деятельность никак не пресекается разработчиками игры, хотя вносит явный дисбаланс в существование игры?
Во-вторых, почему какие-то корпорации (на скриншоте за спиной персонажа) считают необходимым оказывать спонсорскую помощь подобным гражданам?
Наконец, в-третьих, его оружием является зелёный луч, разрушающий аватар. То есть, вместо искусственно созданного образа появляется цифровое тело, полностью идентичное настоящему. Даже если утрата анонимности и не противоречит правилам U, неужели в мультипликационном мире не существует государственных законов о защите персональных данных?
Непонятный злодей
Отвратительно прописана сюжетная линия, связанная с Драконом. Не с комплексным персонажем, а именно с аватаром внутри U. Потому что он «появился в игре семь месяцев назад» и после этого участвовал в боях на некоей арене до уничтожения данных профиля (об аватаре?).
Вот, по какой причине его начали ненавидеть? Потому что, раз существует арена и определённые правила боёв на ней, значит, всех всё устраивает. Даже если Дракон «жестокий»: почему в таком случае просто не запретить ему появляться на арене? Или не ввести запрет на определённые формы борьбы?
Непонятная любовь
К слову, довольно странными кажутся внезапно вспыхнувшие чувства Белль по отношению к Дракону. Вообще говоря, на протяжении мультфильма создавалось обманчивое ощущение, что она искренне «влюбилась в плохого парня». (возможно, это действительно так)
А может быть, она просто увидела узор на его спине, который опознала в качестве синяков. И не смогла удержаться от заложенной матерью необходимости помогать тем, кто попал в беду.
Жизнерадостные наставницы
Нельзя не отметить эпизодических персонажей в лице пятерых женщин-подруг. Кто они такие, не вполне ясно, хотя мультфильм показывает фотографию, где женщины позируют вместе с матерью Сузу и самой девочкой.
Представляя разные типажи, они получили слишком мало экранного времени, чтобы раскрыться. Поэтому воспринимаются исключительно как некий собирательный «наставник-мать».
Нелепое противостояние
В сказке о красавице и чудовище Гастон хотел победить монстра, снискать славу и заполучить сердце, собственно, красавицы. Хотя мультфильм является аллюзией на оригинальную сказку, но не повторяет её, из-за чего странные отношения Белль с Джастином вызывают искреннее недоумение.
Так, если законники гоняются за Драконом по каким-то своим целям, их попытки схватить Белль выглядят очень странными. К тому моменту она является всемирно известной дивой, конфликт с которой лишь навредит им самим.
Более того! В какой-то момент Джастин начинает угрожать Белль, что разоблачит её с помощью своего луча. То есть, вдумайтесь в саму концепцию:
- формальная добровольная служба правопорядка;
- всемирно известная певица;
- деанонимизация в качестве страшнейшего наказания;
- служба деанонимизирует певицу.
Чувствуете логику? При том, что Джастин собирался уничтожить репутацию Белль. Даже если бы это сказалось на её популярности, а то и вовсе – привело к забвению, неужели это в принципе никак не повлияло бы на законников? Странно.
К слову, когда Белль самостоятельно (силой заставила) воспользовалась зелёным лучиком Джастина и разоблачилась, спонсоры моментально перестали оказывать поддержку законникам. Что и требовалось доказать!
Драконье убежище
Замок, в котором скрывался Дракон, также является большой сюжетной дырой. Он обладает рядом сомнительных свойств, лично мне непонятных:
- гигантское сооружение;
- воздвигнутое поблизости от «городов»;
- построен непосредственно игроком;
- при этом невидим для окружающих.
Что это за магия такая? Причём это не приватные пространства, куда есть доступ лишь по разрешению владельца, а реально – скрытая локация. Куда законники протоптали путь по цифровому коду с розового лепесточка.
И есть в замке ещё одна «географическая» загадка. На скриншоте видно, что здание практически уничтожено, перилки на балконе развалились, вокруг какие-то взрывы, стены рушатся... и вот сотворившее всё это законники не смогли разглядеть на огроменном балконе довольно крупное существо? Как это работает?
Что показательно: хотя убегавшего Дракона не заметили, появление Белль с того же самого балкона не прошло незамеченным. Как это работает? Ну, помимо того, что прописано в сценарии.
Ютубное насилие
Не совсем понятно почему Ангел постоянно сидел на стриме, но это дело десятое. Речь идёт о YouTube или о его аналоге: прямо на стриме происходит преступление против несовершеннолетнего. И что мы видим? А ничего мы не видим!
Причём, как выяснится позже, подобное повторялось неоднократно. Но ни сама стриминговая платформа, ни зрители, ни даже полиция не отреагировали. Это довольно нелепо, учитывая, что за Драконом охотились в U просто потому что он всего лишь кого-то побил на арене. И при этом реальные преступления игнорируют? Хотя в этом есть элемент антиутопичности, но...
Внезапные отсылки
Финальная сцена очень понравилась за исключением огонёчков. Вот, этот странный огонёк напротив сердца несколько раз показывали по ходу мультфильма, но что это такое – не объяснили. Да, проявление эмоций, ярких чувств и вот этого всего, символический маяк, который должен привести искомого человека. Но техническую сторону вопроса не объяснили.
Зато! Сцена с песней Белль после разоблачения является прямой отсылкой на концерт Лары Фабиан, когда зал начал исполнять композицию вместо зарыдавшей певицы. С эмоциями художники переборщили, однако трогательно, не спорю.
В той сцене не было каких-то прямо особо душещипательных моментов. Ну, кроме слов песни, безусловно. Но чтобы все присутствующие в едином порыве прослезились?
А потом ещё и всем залом эти огоньки... сгенерировали? Может, это некое подобие лайка?
Поющая сцена
А после завываний многомиллионной толпы появился внезапный кит-сцена. На спине и боках у него растут колонки, на пузе и хвосте – то ли антенны, то ли я не знаю что. Причём это первое появление кита в основной временной линии.
Именно таких китов мы видели в самом начале мультика, когда знакомились с U. И, к слову!
В момент появления китов, они стали сценой для Сузу. Буквально подхватив её и отправившись в плавание по U. В этот же момент система восстановила контроль над аватаром и вернула синтетический облик: в точно таком же платье, как и в открывающей сцене. То есть, нам буквально с первых секунд мультика продемонстрировали спойлер.
Нелепая драка
Очень глупо выглядела попытка Сузу спасти владельцев Дракона и Ангела от их отца. Во-первых, взрослый мужчина расцарапал ей щёку, причём в мультике это довольно натуралистично (если вдуматься) было изображено.
Во-вторых, они под дождём просто молча стояли. Точнее, мальчики сидели на холодной земле, девочка стояла между ними и родителем, а отец – был очень злобным.
И под «был зобным» я это и имею в виду. Почти минуту нам показывали, как он с занесённой рукой то начинал орать, то прекращал. Странно всё это.
В конце концов от просто испугался, упал на землю, отполз и убежал. Штоэтабылаваще?!
Неуместное признание
В итоге человек, игравший за Дракона, признался Сузу в любви. Когда эти отношения появились? Как развивались? С чего вдруг мы вообще должны увидеть эти чувства? Большая загадка.
Не говоря уже о том, что девушка так явно и не смогла определиться, кого она любит:
- мальчика, заботившегося о ней с детства;
- мальчика, встреченного в интернете.
Нет, она, типа «повзрослела» и попросила первого больше не переживать из-за неё понапрасну. К тому же авторы через второстепенных персонажей вкидывают фразы в духе «он был тебе как мама». Но это же так не работает!
Нам однозначно сказали, что Сузу была влюблена в соученика. Но при этом нигде не сказали и даже не показали, что она была влюблена в Дракона. Это чудовищный провал!
Открытый финал
В конце главная героиня шла по берегу реки в окружении людей, которые оставались с ней с самого детства. Ни Дракона, ни Ангела рядом уже не было (что возвращает к вопросу об этой «любви»). Зато показали красивую картинку неба.
И, очевидно, Сузу вылечилась от своей болезни и теперь могла петь перед людьми в реальной жизни!
Хорошая сказка
При всех минусах и придирках, хочу отметить: смотреть – надо!
История о становлении личности, о поиске себя и о преодолении психологических трудностей. О противостоянии домашнему насилию, токсичным отношениям в повседневной жизни и о важности друзей. О важности доверия к людям!
Если это не рецепт качественной сказки, то я не знаю что. Отдельно хочется – в который раз! – обратить внимание на музыку. Она очень красивая и нестандартная. В сочетании с картинкой и вовсе создаётся ощущение волшебства.
Для романтического вечера не подойдёт, но вот ребёнку показать можно, вполне себе классический «Дисней» на японский манер!
#Ryu to Sobakasu no Hime #красавица и дракон #мультфильм #аниме #обзор