Нет, мои читатели, пророков в своем отечестве. Особенно, если оно – «Родина слонов», как наша Россия. Те, кто застал советские времена, а еще лучше – листал учебники, выпущенные при товарище Сталине, наверное, знает, что России принадлежит пальма первенства почти во всех технических сферах, в том числе и авиации. Я не шучу – некоторое время у нас в стране эпоху авиации было принято считать начавшейся не с полета братьев Райт, а с проекта А.Ф. Можайского. Хоть он был и «контра» - отставной адмирал. Но зато, свой русский. И пусть его самолет так никогда и не полетел, но зато идея то была какая!
По сути дела – вся идея постройки летательного аппарата была личной идеей-фикс отставного контр-адмирала Александра Фёдоровича Можайского. И более того, все работы велись им, по сути самостоятельно и не благодаря, а вопреки.
Да, на тот момент еще не было двигателей внутреннего сгорания достаточной мощности, позволявшей поднять самолет в воздух. Да, Можайский использовал паровые машины.
Но судите сами – в 1881 году на тот момент еще каперанг Можайский получает привилегию (так тогда назывался патент) на воздухолетательный снаряд. До этого он несколько раз обращается с просьбой командировать его в САСШ (нынешние США тогда было принято называть Северо-Американские Соединенные Штаты, поэтому – САСШ), где собирался закупить необходимое оборудование – главным образом легкие паровые машины.
Но в 1879 году у Государственного казначейства не нашлось 5 000 рублей на командировочные расходы и закупку оборудования. И
«в виду затруднительного положения Государственного казначейства»
министерство финансов отказало в поездке Можайскому. Сколько денег уходило на содержание всяких герцогов Лейхтенбергских и прочих Зиночек Скобелевых, я скромно умолчу. Надо понимать, что «вы не понимаете, это – другое», придумали совсем не в наши времена. Поэтому одни кутили на миллионы, а другим ПЯТИ тысяч рублей на ДЕЛО у Государственного казначейства не находилось.
Через год Можайскому помог его бывший непосредственный командир вице-адмирал Лесовский (Можайский служил лейтенантом на фрегате «Диана», а Лесовский был командиром. В дальнейшем «Диана» попала у берегов Японии в землетрясение и цунами, но это – отдельная история). Причем Лесовский, ставший на тот момент управляющим Морским министерством, просил для Можайского уже не 5 000 рублей, а 2 500. Остальное Можайский собрал сам:
«…В настоящее время г. Можайский… нашел часть нужной для путешествия в Америку и окончания своего изобретения суммы…и просит помощи от казны в размере 2500 рублей. В виду действительно важных в военном отношении результатов, которые можно ожидать от успешного разрешения вопроса о воздухоплавании… просьба не отказать в испрошении капитану I ранга Можайскому двух тысяч пятисот рублей из сумм Государственного казначейства на поездку в Америку…»
Вот такой запрос Лесовский отправил в Минфин.
На этот раз расщедрились и денег дали. Правда, две паровые машины с котлами и материалы, необходимые для постройки летательного аппарата, Можайский купил за свои деньги.
Зато через несколько лет во всеподданнейшем докладе управляющего Морским министерством Николая Чихачева императору Александру III сообщалось:
«…Отставной контр-адмирал Александр Можайский изобрел воздухолетательный аппарат…»
Дело в том, что в это время свои деньги у Можайского кончились и он просил о том, чтобы детали, необходимые для постройки самолета, ему безвозмездно построили на Ижорском и Обуховском заводах. Поэтому Чихачев пошел к царю с докладом: «О безвозмездном изготовлении частей летательного аппарата, изобретенного отставным контр-адмиралом Можайским».
Александр III изготовление деталей разрешил. Правда, самолет то ли так и не взлетел, то ли в одном из испытаний все-таки оторвался от земли на несколько мгновений. Но в любом случае – все это было до такой степени никому не интересно кроме самого Можайского, что в итоге не сохранилось толком ни чертежей, ни результатов испытаний. НИ-ЧЕ-ГО.
Более того, после того, как Можайского в 1890 году не стало, и весь его проект оказался никому не нужен. Ни России, ни наследникам. России ни как государству, ни как двигателю прогресса этот самолет совершенно был неинтересен. А сыновья – и денег не имели, и способности продолжить работу. Они предложили купить аппарат Военному министерству. Но о цене договориться не получилось.
В результате в 1895 году разобранный самолет Можайского упаковали в несколько ящиков и сыновья Можайского, Александр и Николай, сдали их на хранение в склады Балтийского судостроительного и механического завода. И там через несколько месяцев случился пожар, в котором сгорели и склады, и ящики с разобранным самолетом. Причем техника оказалась не застрахованной и даже ущерб от пожара сыновьям Можайского не возместили:
«…как не застраховавшие они не были приняты в расчет при ликвидации пожарного убытка и поэтому Балтийский завод получил пожарную премию только за свое собственное имущество…»
И ведь всего через несколько лет после всего этого, летним утром 1909 года один великий князь из рода Романовых, прочитал за утренним кофе заметку в газете, в котором восторженно сообщалось о том, что француз Луи Блерио на аэроплане собственной конструкции перелетел Ла-Манш. И загорелся мечтой, благодаря которой в России, а потом и в СССР появилась знаменитая кузница кадров истребительной авиации – Качинская летная школа.
Но все это будет потом. Потому что нет пророков в своем отечестве.
---------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во « ВКонтакте » на YouTube , в Инстаграм